В День борьбы с раком на вопросы телезрителей Дождя ответили врач-онколог, директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев, директор проекта «СО-действие» Ольга Гольдман и хирург-онколог клиники Mercy (Балтимор, США) Вадим Гущин.
Фото: DepositPhotos
Директор проекта «СО-действие» Ольга Гольдман: Когда человек заболевает, очень важно, кто вокруг него находится. Мы всегда говорим: «Самое главное — искренность». Самое главное — будь собой, не надо обманывать себя, не надо обманывать своего больного. Не нужно говорить: «все будет хорошо», это не работает, потому что все равно все понимают, что не все будет хорошо, и здесь, в общем, единственное, что можно общее сказать — это искренность и разделение эмоций, и разделение страхов вместе. Не нужно говорить «ты должен», это очень сложное слово. «Я хочу, чтобы ты боролся, я буду с тобой» тоже не совсем подходящая фраза: у человека не всегда есть силы для того, чтобы поднять голову от подушки. Говорите: «я с тобой, я рядом, я тебе помогу, хочешь — просто посижу, хочешь — с собакой погуляю, просто я с тобой, даже буду просто рядышком молчать» . Потому что если вокруг есть близкие, которые могут поддержать, то это уже, на самом деле, полдела.
Врач онколог, директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев: Есть огромное количество факторов риска, которые приводят к опухоли. Есть абсолютно отчетливые алгоритмы, которые позволяют определить риск рака, если у вас есть кровный родственник, который болел раком, поэтому нужно пройти соответствующее обследование. Конечно, мы не можем изменить наследственность, но сам человек может модифицировать некоторые свои факторы риска: курение, ожирение, все то, что косвенно влияет на развитие онкологии.
Врач онколог, директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев: С одной стороны, действительно, западная фарма пока лучше развита, чем наша. С другой, отечественная фарма тоже неплохо развивается, для части лекарств существуют российские аналоги.
Врач онколог, директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев: Одна из серьезнейших проблем на данный момент в России — это профилактика раннего выявления рака, в России нет налаженной системы диагностики. В той же Америке гораздо лучше с профилактикой рака, чем у нас.
Хирург-онколог клиники Mercy (Балтимор, США) Вадим Гущин: Проблема в России заключается в том, что у нас нет данных, это самая большая проблема. Для качественной диагностики нужно иметь исходные данные, данные, к чему мы стремимся, и механизм как этого достичь. А в России это плохо развито, если развито вообще.
Хирург-онколог клиники Mercy (Балтимор, США) Вадим Гущин: Войну раку объявляли в середине 70-х годов, где-то в середине 80-х-90-х уже разочаровались в возможном прогрессе, но в середине 90-х и сейчас уже ясно, что именно тогда, когда войну объявили, появились первые серьезные крупные победы. Эти победы измеряются десятыми процента изменения смертности в год. В ближайшем будущем окончательной победы над раком не случится, но мы намного эффективнее будем использовать полученные за годы исследований знания, деньги и время, чтобы из десятых долей процента перейти в проценты или в десятки процентов в год изменения смертности от рака.
Больше ответов смотрите здесь Рак. Кто может помочь? Советы онколога и психолога
Вы всегда можете задать свой вопрос специалистам горячей линии помощи онкобольным и их близким
8 (800) 100-01-91
Фото: DepositPhotos