На этой неделе завершилось расследование резонансного убийства политика Бориса Немцова. Завершилось без сенсаций. На скамье подсудимых окажутся только исполнители убийства во главе с Зауром Дудаевым. Однако, не все в этой истории на самом деле очевидно.
Поначалу обвиняемые сознавались во всем, но теперь утверждают, что убивал Немцова в 2015 году другой их подельник, подорвавшийся на гранате при задержании, а следы ведут на Украину. Вообще, в деле Немцова стало уже как-то слишком много недосягаемых для следствия персон. В розыск объявлен Руслан Мухудинов — якобы он обещал компании 15 миллионов рублей за преступление. Зачем? Нет мотива.
Но совсем за кадром остался наиболее интересный персонаж — Руслан Геремеев. Страшный заказчик Мухудинов работал у него в Москве водителем. Геремеев — замкомандира батальона «Север», того самого, где служил Дадаев. Бойцы этого подразделения, кстати, когда командируются в столицу, останавливаются именно здесь, в президент-отеле. Геремеева то собирались допросить, то теряли из поля зрения, а теперь, говорят, что он вообще покинул Россию, хотя защита семьи Немцова продолжает настаивать, что уж кто-то, а он-то знает об убийстве куда больше рядового порученца Мухудинова.
Но почему Геремеева так и не удалось даже допросить? Главная версия — его родственные связи. Дальний родственник — Адам Делимханов, депутат Госдумы, один из ближайших соратников Кадырова. Другой — сенатор Сулейман Геремеев. Тоже неплохо. Кто остальные родственники? В Чечне, если изучить хотя бы базу данных СПАРК, родственники несостоявшегося фигуранта дела Немцова, мягко говоря, неплохо устроены, можно только позавидовать. Влиятельная семья — это как? Ну, смотрите сами.
Ваха Геремеев, дядя, подполковник, начальник одного из РОВД; его брат Вахит — соучредитель компании «Ахмат-Тауэр», компании, управляющей одноименным высотным комплексом, едва ли не одним из самых высоких зданий в регионе на берегу Сунжи. Проект, как мы понимаем, многомиллионный, просто так на него не сядешь. Дальше. «Грозный молл» — в перспективе, самый большой в республике торговый центр. Соучредителем управляющей компании числится все тот же Вахит Геремеев. Неплохо, да? Вряд ли такие амбициозные проекты остаются без внимания руководителя республики, поэтому можно предположить, что семья Геремеевых с ним как минимум в хороших отношениях.
Про женскую часть семьи тоже можно сказать многое. Остановимся хотя бы на сестре Руслана Геремеева, тем более на этой неделе ее как раз вспоминали сотрудники «Мемориала». Хеди Геремеева возглавляет в Шелковском районе (родном для этого семейства) отдел труда и социального развития — неплохая должность в структуре Минтруда республики. Правозащитники из «Мемориала» на днях заявили, что намерены добиваться повторной проверки Генпрокуратуры — подчиненные Хеди Геремеевой заявили, что 70 процентов их заработка стали удерживаться по неясным причинам, вполне возможно, речь идет о коррупционных схемах.
Как-то меньше сомнений в том, что шансов быть задержанным у Руслана Геремеева не так уж много. Пока существует особый статус чеченских властей, позволяющий самим решать, пускать федералов на свою территорию или нет, едва ли можно надеяться на объективное расследование дела Немцова.