Во вторник, 26 января, в Москве открывается фестиваль современного авторского кино 2morrow/Завтра. Денис Катаев отобрал для зрителей Дождя шесть лучших фильмов, которые нельзя пропустить.
«Франкофония», реж. Александр Сокуров
Фильм-открытие — «Франкофония» Александр Сокуров — обладатель приза европейских критиков на Венецианском фестивале.
В центре сюжета — «Лувр» во время оккупации нацистами. Поговаривают, что картину вначале не одобрила дирекция Лувра, а правительство Олланда чуть вообще не запретило снимать. Отношение Сокурова неоднозначное: с трепетом, но не без критики и сожаления о том, что французы пошли на сделку с немцами. Но, с другой стороны, спасли шедевры мирового искусства, не дали разграбить Лувр. Центральная линия фильма — переговоры директора Лувра Жака Жожара с немецким офицером-искусствоведом Вольфом Меттернихом. У Сокурова в одном фильме сошлись все исторические пласты: Франция в своей квинтесенции. В итоге, Сокуров в очередной раз встает на защиту европейской цивилизации и рассказывает, в чем ее достижения и ошибки одновременно. С отсылкой, конечно, «Русском ковчегу». О Европе с любовью и критикой, с восхищением и печалью, с надеждой и состраданием. Но базис один — культура, которая все сдерживает, вот она главная — скрепа.
«Асфальт», реж. Самюэль Беншетри
Самая грустная французская комедия года с известными актерами и знакомым нам, в России, до боли сюжетом.
«Асфальт» — это про районы-кварталы, про спальные районы, про депрессивных жителей многоэтажек на окраине. Про жизнь там, в трущобах — про то, что знакомо многим нашим россиянам. «Асфальт» вообще смотрится как оммаж фильмам Эльдара Рязанова.
Фильм начинается с того, что жители на собрании решают установить в подъезде новый лифт, а один из них отказывается платить, потому что живет на втором этаже. Правда, потом, по иронии судьбы, без лифта он не обойдется, а пользоваться им ему запретят. «Асфальт» — набор удивительных историй из будничной жизни обитателей этих городских массивов. Самая крутая — про алжирскую женщину, в квартиру которой прямиком из космоса спускается американский астронавт по ошибке НАСА.
«Сокровище», реж. Корнелиу Порумбою
Очередная универсальная притча про настоящие вечные ценности от румынского режиссера.
Главный герой, Кости, по просьбе соседа едет в его загородный дом — искать сокровище, якобы спрятанное во дворе незадолго до национализации. Соседи пытаются найти чудо, спасти себя. Но в итоге получается очередная поучительная и моральная сказка про то, что на самом деле является сокровищем в нащей жизни. Кино про тех самых дураков и идиотов, вечных идеалистах, которых полно и в наших русских селеньях, про тех, кто готов совершить бездумные благородные поступки ради чего более ценного, чем деньги. Румыны снова говорят о чем-то высоком, но при этом очень увлекательно.
«Танжерин», реж. Шон Бэйкер
Снятый на айфон, но при этом вполне себе полноценный художественный, ставший одним из открытий года на последнем фестивале независимого американского кино Sundance.
Это красочное кино, очень бодрое, типичный пример независимого американского кинематографа. По сюжету — это одиссея двух проституток-трансгендеров, которые идут искать правду, то есть в сутенера, который разбил сердце одной из них. Очень смешное кино, которое даст фору многим другим участникам конкурса. Например, критики Hollywood Reporter назвали картину четкой и потрясающе кинематографичной.
«Клан», реж. Пабло Траперо
Самый страшный фильм фестиваля — в духе балабановского «Груза-200», участвовавший в прошлом году в конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Аргентинский фильм многих поразил до глубины души. Перед нами вроде бы образцовая благополучная семья Пуччо из Аргентины 80-х. Муж, жена и дети собираются за столом, едят мясо, пьют вино, слушают музыку. А в подвале тем временем раздаются страшные крики, но никто этого не замечает, невозмутимо продолжают есть. Дело в том, что все семейство связано одной тайной — преступлениями, которые они совершают вот так буднично и безэмоционально. Это их бизнес — похищать людей и требовать за это выкуп. В их доме наверху — идиллия, внизу — ад.
«Клан» — очередное тенденциозное высказывание про банальность зла и будничность преступлений, примерно как в «Фарго». Глава этого клана — бывший сотрудник спецслужб, чиновник, который прикрывает с помощью связей все свои злодеяния. Такая кровавая коррупция в духе фильма «Чайка», но с латиноамериканским оттенком.
«Кожа», реж. Владимир Козлов
«Офсайд» — специальная программа фестиваля, в рамках которой показывают малоизвестные, экспериментальные картины русских режиссеров. Премьера фильма «Кожа» состоится как раз в программе «Офсайд».
Съемки фильма «Кожа» российского писател, сценариста и режиссера Владимира Козлова прошли в 2104 году в Тольятти и Саратове. Городская новелла про любовь — необычная, жестокая и выразительная.
Фото: www.kinopoisk.ru