Анастасия Леонова оказалась среди троих задержанных россиян, которые, как заявила СБУ, состояли в диверсионно-разведывательной группе наряду с тремя украинцами и готовили теракт в Киеве. Сначала о деле не было известно практически ничего, но в пятницу, 15 января, Дождь опубликовал перовое интервью Леоновой из СИЗО. Девушка участвовала во всех антивоенных митингах в Москве, а потом и вовсе уехала на Украину, где была то ли волонтером в батальоне «Азов», то ли сотрудничала с запрещенным в России «Правым сектором» (деятельность организации запрещена в России). О том, что сейчас известно об Анастасии Леоновой, смотрите в репортаже Сергея Ерженкова.
Сомелье, фотограф, путешественница. Ее инстаграмом можно иллюстрировать все расхожие штампы про креативный класс. Пожила немного в Таиланде, а когда надоело — переехала на Кипр. Не жизнь, а праздник. На волне протестов Анастасия Леонова вернулась в Москву и стала участницей всех оппозиционных маршей. Как многие люди ее круга, поддержала Майдан, решив в какой-то момент, что ее место там, в самой гуще событий, а когда началась война, она, не раздумывая, записалась волонтером в зону АТО.
Из интервью Анастасии Леоновой Дождю:
«В Харькове меня попросили возглавить информационный отдел 15-го запасного батальона «Правого сектора». Я участвовала в конференциях для информационщиков, организовывала сбор средств для покупки экипировки и необходимых вещей для боевых частей, организовывала сдачу крови для военного госпиталя Харькова»
Ольга Леонова отговаривала дочь от переезда в другую страну, но та была настолько очарована идеями Революции достоинства, что никаких возражений не принимала:
«Я, конечно, отговаривала ее, говорила, Настя, это чужая страна. По большому счету, мы для них — предатели, предатели своей страны. Да, мы можем бороться за их свободу и помогать там как-то, и все. Но все равно в подсознании вот это предательство, оно останется»
Ольга показывает нам переписку с дочерью. Это было в ночь с 10 на 11 декабря, всего за полчаса до ее ареста сотрудниками СБУ.
Я пишу, что у нас погода плохая. У нас вообще снег выпал на полдня, потом все высохло, и тепло относительно. И чисто, да, все, вот это последнее Настино сообщение.
Квартиру Олега Мужчиля, по прозвищу Лесник, бывшего активиста запрещенной в России организации «Правый сектор», взяли штурмом. Итог этой спецоперации — один убит и семеро задержаны, трое из них граждане России, и в их числе — Леонова. Виктор Губский, адвокат Анастасии Леоновой:
В уведомлении о подозрении указано, что она в декабре месяце вошла в состав группы террористической, которая была организована в это же время гражданином Мужчилем, и в составе этой группы готовила совершение террористических актов на территории Украины.
Кроме адвоката Виктора Губского, Анастасию защищает бывший командир взвода батальона «Айдар» Максим Козуб. В предъявленные ей обвинения он не верит, говорит, с Лесником ее связывало лишь увлечение буддизмом, ну и то, что он обещал ей посодействовать в получении вида на жительство:
Настя, с ее характером, с ее эмоциональностью, тот человек, который мог бы пойти на войну, но который не мог бы быть ни разведчиком, ни законспирированным террористом.
С Леоновой Мария Полейко и Борис познакомились год назад, на акции памяти Немцова. Мария об Анастасии Полейко:
Ей в принципе на одном месте скучно. Я ей немножко завидую белой завистью, она человек, не привязанный в принципе какими-то обстоятельствами, работами, большой семьей, ну не знаю. Ей просто, мне кажется, в кайф было передвигаться. То есть она захотела научиться водить самолет — она научилась водить самолет, ей захотелось позаниматься тайским боксом — она научилась тайскому боксу и даже там вроде как за деньги дралась.
Вся ее жизнь — как на ладони, открываешь инстаграм и смотришь. Вот она учится пилотировать самолет, вот занимается дайвингом. А вот, страшно подумать, участвует в турнирах по тайскому боксу. Все это стало для СБУ поводом на полном серьезе говорить о Леоновой, как о профессиональной разведчице и агенте ФСБ. Ольга Леонова говорит:
Нам кажется как? Украина, единое целое, вот они молодцы, у них гражданское общество, они борются. А на деле оказывается, что там тоже раскол. А СБУ-то не поменялось совершенно, и более того, скажу вам, что мало чем отличаются их приемы, то, как они разговаривают, как допросы проводят, вообще от советских времен.
Из интервью Анастасии Леоновой Дождю:
«Мне хотелось бы воспринимать это как досадное недоразумение, но столкнувшись с пытками и жестоким обращением в СБУ, я понимаю, что задержали меня не просто так, и вряд ли тихо отпустят. Может, план по поимке террористов выполняют? Я не знаю».
Фото: Instagarm