Бывший посол США в России, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол рассказал Дождю о том, чего он ждет о президентских выборов в США, и как изменятся отношения России и Штатов после ухода Барака Обамы.
Макеева: Барака Обаму критикуют за внешнюю политику. Считаете ли вы эти упреки несправедливыми, и кто из кандидатов, как вам кажется, мог бы исправить внешнеполитические ошибки? Если они были допущены, конечно.
Макфол: А кто «вы» в этом вопросе? «Вы» — это администрация Обамы или американцы вообще?
Макеева: «Вы» — профессор Стэнфордского университета в данном случае. А чьи ошибки вы имеете ввиду?
Макфол: (смеется)
Макеева: Ну, в данном случае это не мои слова, а республиканцев, которые и критикуют Барака Обаму. Я это имела ввиду.
Макфол: Вот как я вижу сейчас примерный процесс. Я подключен к этому процессу, я не аналитик, должен сказать честно. Вы же понимаете, я демократ, работаю с демократической партией. Мой кандидат — это, естественно моя будущая коллега, госпожа Клинтон.
А что я ожидаю… Все политики по России, исключая, конечно, Трампа, согласны насчет того, что нужно делать с Россией. В этом плане не будет больших споров. Все считают, что нужно быть более жесткими, более, так сказать, сильными с Россией. И Клинтон будет это говорить, и все остальные, кроме Трампа. Если победит не Трамп, то, может быть, как обычно, будет возможность передумать — это политика, это предвыборная кампания. Это просто невыгодно — говорить, что я хочу, допустим, перезагрузку. Нет ни одного избирателя, который поддержит такую политику.
Я вот что хочу сказать более подробно, ведь я работал в предвыборной кампании Обамы восемь лет. Есть люди, которые хотят перезагрузку. Они живут, скажем, в Сан-Франциско, в Нью-Йорке и так далее. Но их голос уже определен, уже решено, как проголосуют штаты Нь-Йорк, Калифорния — они будут за демократов, за демократическую партию. Это 100% практически. А колеблющиеся штаты — допустим, Флорида, Пенсильвания, Висконсин, Огайо — где как раз будут решать, кто будет следующим президентом. А там нет избирателей, которые считают нужным наладить отношения с Россией. Нет, никаких.
Макеева: Трамп говорит, что Путин — это лидер, которого любят и уважают в его стране. И он, в смысле Путин, не уважает ни Обаму, ни Хилари, но уважает меня, Трампа, и будет меня уважать. Сможет ли госпожа Клинтон заставить Путина уважать себя в случае победы на президентских выборах?
Макфол: Конечно, как обычно, после выборов уже совсем другая ситуация. И уже нужно иметь ввиду, что мы работаем с Россией. Я считаю, что самые худшие времена между Россией и Америкой уже 30-40 лет. И всё-таки — работаем: Обама звонил Путину вчера, Керри встретился с Лавровым. То есть дела идут несмотря ни на что. Но у меня такое ощущение, что все в Москве считают: вот будет новый президент, всё будет хорошо. Не нужно таких ожиданий. Потому что здесь / в Америке / такого чувства, что всё плохо, и что нам нужно перестроить свою политику, не существует. По внешней политике в Америке… Опять же, я не говорю о Трампе. Он особый человек и особый кандидат. Все остальные считают, что Путин виноват в нынешних плохих отношениях / США и России /. Путин аннексировал Крым, мы этого не делали. Поэтому чтобы наладить новые хорошие отношения, это Путин должен сменить свою политику. Хорошо это или плохо — другой вопрос. Это просто то, как сейчас идет дискуссия между элитами в Америке, если мы говорим о политике, а не о предвыборной кампании.
Макеева: Ну, что делал Путин, что он делает и что он будет делать… Скорее всего, он будет продолжать свою политику. Ну, это мы и посмотрим. Майкл Макфол, бывший посол США в России. Спасибо большое.
Фото: Mikhail Metzel / AP