Бывший глава Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничёв пожизненно отстранен от спорта за шантаж. Это следует из отчета комиссии по этике, опубликованном МФЛА. Как стало известно, Балахничёв вместе с бывшим тренером сборной по выносливости Алексеем Мельниковым вымогал деньги у бегуньи Лилии Шобуховой. Согласно материалам расследования, спортсменка принимала запрещенные препараты, причем по настоянию тренеров и врачей, а затем Балахничёв и Мельников брали у нее деньги за право скрыть факты приема допинга. Подобная схема работала и с другими российскими спортсменами. О том, зачем потребовалось пожизненно наказывать экс-главу российской федерации, рассказывает Алексей Коростелев.
«Особый метод подготовки, так готовится весь мир, в России все так работает» — это фразы из фильма немецкого журналиста Хайо Зеппельта для компании АРД. Его материалы стали поводом для начала самого масштабного в истории легкой атлетики и, возможно, для всей спортивной истории, допингового скандала, главным героем которого стала Россия. Фильм называется «Секретная операция. Допинг». Главные герои — супруги Юлия и Виталий Степановы. Она спортсменка, дисквалифицированная в 2013 году на 2 года. Он — экс-сотрудник РУСАДА, российского антидопингового агентства. Сейчас они живут в Германии, с прессой больше не общаются и просят политического убежища в Канаде. В фильме немецкого канала Степановы и другие спортсмены рассказали, как тренеры не только закрывают глаза на употребление допинга, а буквально сами дают им запрещенные препараты в руки. И эта система, по мнению автора фильма, тянется к министерству спорта — там обо всем знают, даже ФСБ в каким-то образом в скандале оказалась замешана. Российский суд уже признал материалы этого фильма клеветой: в декабре Басманный суд удовлетворил иск российской федерации легкой атлетики к супругам Степановым и АРД, правда, они на судебные заседания не приходили. А Балахничев, который стал первой крупной персональной жертвой этого скандала с российской стороны, считает, что все дело, которое развернулось против федерации и него лично — чистая политика.
О политизированности этого дела не раз намекал и министр спорта Виталий Мутко, на обвинения против Балахничева Мутко заявил РИА Новостям:
«Это мы предполагали. Мне сложно давать оценку, это их устав. В целом это ожидаемое решение. Валентин Балахничев уже не глава ВФЛА, по сути, это решение комиссии ни на что не влияет. Смысл апелляции в CAS? Сейчас будет восстановление имиджа с их стороны. А для этого нужно побольше наказаний, побольше крайних в таких странах, как Россия».
Со стороны Министерства спорта и Олимпийского комитета, конечно, звучали слова оправдания федерации — мол, у них все точно также, если не хуже, а Мутко в ноябре 2015 выступал на Правительственном часе в Госдуме, 90% которого были посвящен исключительно легкой атлетике. Министр говорил, что сейчас ведутся работы по восстановлению имиджа России, федерация и министерство спорта идет на сотрудничество с международной антидопинговой комиссией, а олимпийский комитет даже создал специальную комиссию по ликвидации последствий этого скандала, будто бы соглашаясь с обвинениями, которые выдвигались против российской федерации легкой атлетики. Но сейчас Россия не выступает на мировой арене, сборной по легкой атлетике даже грозит дисквалификация с Летней Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро. А это значит, что, например, Елена Исимбаева будет вынуждена пропустить игры или пойти на них не под российским флагом. В то же время, по мнению тренера и спортивного врача Игоря Завьялова, такая встряска была необходима для российского спорта в целом.
А пока в России фактически заново создается антидопинговое агентство, идут различные работы по восстановлению имиджа России на мировой легкоатлетической арене и главная ее цель — это, безусловно, возможность поехать в Рио-де-Жанейро.
Фото: АР/Andy Wong