В 2016 году в России два президента — Владимир Путин и Рустам Минниханов. Называться президентами главам регионов впредь запрещено федеральным законом. Исполнять его власти Татарстана не намерены. Почему, — разбиралась Анна Хрупина.
В России два президента: Владимир Путин и Рустам Минниханов. Глава республики Татарстан именуется именно так, несмотря на то, что с 1 января 2016 года это незаконно, — закончился переходный период, когда согласно указу Владимира Путина главы республик должны были отказаться от слова «президент» в названии своей должности. Специально для Минниханова переход был продлен на целый год. Но глава Татарстана менять статус не спешит. На ежегодной большой пресс-конференции, прошедшей в декабре, президент России Владимир Путин на вопрос о статусе Минниханова ответил уклончиво:
Владимир Путин, президент России: У нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите — главное чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже если Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент. Мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это выбор был чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана.
Вообще первым про отказ от слова «президент» заговорил, как ни странно, Рамзан Кадыров, еще 2010 году. Тогда же он отказался от статуса, – глава Чеченской республики уже привычное название. Потом инициатива оформилась в федеральный закон. А примеру Кадырова последовали в Карачаево-Черкесии, Адыгее, Башкирии, Бурятии и Дагестане. Категорично о своем намерении остаться президентом Минниханов не заявляет, использует, как сейчас принято говорить «мягкую силу».
Рустам Минниханов, президент Татарстана: Больше, чем президент страны, я вам ничего сказать не смогу. Вот как он сказал, так и воспринимайте. Что касается меня, я — избранный президент. Федеральный законодатель такую возможность дал нашей республике, это большое доверие. Как дальше — вот как сказал президент. Он же не сказал, что Минниханов как решит, он сказал — как Татарстан решит. Поэтому я тоже ваша частичка, давайте, как сказал президент, не будем эту тему до молекул расщеплять.
Политическая элита Татарстана тоже категорически против переименования. Не согласился с федеральным законом и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, а ныне — госсоветник республики. Да и сами жители республики переменам были бы не рады — согласно соцопросу, который провел фонд «Общественное мнение — Татарстан» в ноябре 2015 года, 70% населения против переименования. А сам Минниханов на последних выборах получил 95% голосов.
Минтимер Шаймиев, государственный советник Татарстана: Нашему народу многонациональному если нравится название «президент», мы же не можем с этим не считаться. Поэтому я надеюсь, учитывая, что в наступающем году состоятся выборы в Государственную думу, тот состав, будущий состав найдет возможность… не то что найдет возможность, должны хорошо изучить, в данном случае применительно к Татарстану, потому что мы одни остались из республик, изменить закон, и чтобы мы вошли в нормальное правовое поле в этой части, в отношении тех поправок, которые были приняты депутатами Государственной думы. Это будет справедливо.
Законопроект, который позволил называться Минниханову президентом весь прошлый год, — об отсрочке переименования, внес в Госдуму глава комитета по конституционному законодательству Госдумы Владимир Плигин. Но сейчас новых предложений по этому вопросу, по его словам, нет.
Владимир Плигин, депутат Государственной думы: Есть закон, предложений каких-то по изменению действующего закона в комитете нет, это пункт №1. Пункт №2 — я такого рода взаимоотношения, о которых идет речь, при всем уважении к вам не определял бы это словами «конфликт». Идет нормальное совершенно обсуждение, точно так же, как и в любых других рабочих вопросах.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе суть конфликта не понимает, говорит, что ни то что «президент», — название «Татарстан» — не верное, а правильно — «Татария».
Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР: Татарам выгодно эту должность назвать по-татарски — башкан. Как в Турции. Чего они уперлись, чтобы было слово чужое английское — президент? Все одно и то же. Означает глава региона, глава республики. Все республики отказались, везде главы. Татарии дали срок до 1 января 2016 года и пытаются сопротивляться. Назовите хан — пожалуйста, исконно татарское слово «хан».
6 августа 1990 года Борис Ельцин объявил республикам: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Татарстан называют государством в государстве. А новое своевольное решение Минниханова остаться в должности «президента» — его политической победой. Вопрос только в том, сколько Минниханову оставаться победителем. Конфликт рано или поздно придется разрешить, а для этого нужно вносить поправки либо в федеральный закон, либо в конституцию Татарстана. Пока два документа противоречат друг другу. В случае, если федеральный центр будет настаивать, Казань может обратиться в Конституционный суд России. В Госсовете республики об этом заявляли неоднократно.
Почему Татарстан не спешит с изменением статуса главы республики, в нашем эфире рассказал доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского Федерального Университета, Азат Ахунов.
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости