На этот раз не электрический коллапс, и не энергомост. В Крыму ФСБ задержала мэра Феодосии Дмитрия Щепеткова. По данным ФСБ, мэр и его заместитель вымогали деньги у местных бизнесменов.
Этот арест проходит на фоне нового обострения. Противостояние местных и федеральных властей переходит на новый уровень. Вопрос о том, как расходуются инвестиции в полуостров, будет расследовать Генпрокуратура. А в российском правительстве, хоть и анонимно, но уже пообещали наказать крымских чиновников.
В ответ на это глава региона Сергей Аксенов, с заявлений которого и начался скандал, призвал «всех штатных метателей дерьма успокоиться».
Подробнее о том, чем может обернутся этот конфликт, Анна Монгайт и Родион Чепель поговорили с политологом Андреем Самбросом.
Монгайт: А мы продолжаем обсуждать тему с политологом Андреем Самбросом. Андрей, здравствуйте.
Самброс: Здравствуйте.
Монгайт: Вы наблюдаете ситуацию прямо на месте. Связаны ли все-таки арест мэра Феодосии и уже очевидная ссора Аксенова с российским правительством.
Самброс: Нет, это не связанные события, потому что когда происходит арест или подозрение к чиновнику, который непосредственно близок к Сергею Аксенову, начинается заступничество и комментарии от прокуратуры Крыма, также очень невнятные. В данном случае прокуратура Крыма, то есть Наталья Поклонская, имеет четкую позицию, и Сергей Аксенов уже заявил о том, что действительно имел место факт с взяткой. За человека уже практически все решили. Сейчас говорится, что мэр Феодосии может получить до 15 лет.
Это не связанные события, просто за Крымом постоянно тянется шлейф коррупционных разбирательств, расследований. Иногда попадают люди, которые близки к главе республики, иногда те, кто находится от него дальше. Но этот шлейф постоянен, он просто накладывается на все остальные события. Думаю, вы знаете недавний скандал с Олегом Зубковым, с его двумя зоопарками, «Тайганом» и «Сказкой», когда он обвинял вице-премьера и прокурора Крыма в коррупции. И вот то, что сейчас происходит с мэром Феодосии. Это не связанные события. Буквально летом было увольнение и расследования в отношении нескольких министров. Эти расследования происходят настолько часто, что кажется, что это какая-то система или это связано с конфликтами с федеральным центром. Но просто здесь такое происходит часто, а конфликты с федеральным центром реже. Вот и все.
Чепель: Если говорить о конфликте с федеральным центром, то нынешнее недовольство Аксёновым в Москве связано с тем, что правительство Крыма не смогло освоить больше половины из выделенных средств. Почему не успели? Потому что деньги поздно перечисляют?
Самброс: По-разному люди воспринимают деньги, которые выделяет Россия для развития Крыма. Наверно, местные власти воспринимают это как некую казнь, что им должны дать эти деньги, чтобы они ими здесь распоряжались и решали, что строить, а что нет, в ручном порядке. В федеральном центре считают, что проекты должны соответствовать нормативным документам, что все должно быть прозрачно, потому что Крым для России является неким показателем, он должен стать определенной витриной в качестве жизни. В этом конфликте нет правых, потому что альтернативы Сергею Аксенову сейчас нет, что бы ни говорили источники, потому что у него есть доверие со стороны администрации президента РФ. Пока есть это доверие, он может говорить что угодно. Здесь нужно прислушиваться к тому, что говорит Дмитрий Козак. В общем-то, речи о замене руководства Крыма сейчас нет, поэтому продолжается эта история. Местные власти считают, что им должны просто так федералы дать деньги, которыми они будут распоряжаться по своему усмотрению. Федералы считают, что, в общем, надо сначала показать, куда будут тратить эти деньги, на какие проекты, а потом они решат, будут ли давать деньги или нет. Поэтому у меня возникают большие сомнения по поводу того, что в 2016 году все будет реализовано в срок. Пока не будет достигнуто принципиальное решение, кто под кем: правительство под местными властями или наоборот, будет тянуться этот конфликт.
Вот эти речи о том, что что-то несогласованно, неправильно подготовлены документы, мы уже слышим месяцев девять, наверно, и с тех пор ничего не меняется.
Монгайт: А что, такая формулировка, как правительство под местными властями, вообще возможна и в Москве могут с ней согласиться?
Самброс: Я не знаю, с чем в Москве могут согласиться, а с чем нет. В России немножко феодальная система власти. Есть администрация президента, есть правительство, эти два органа не сопоставимы по силе. Все борются за лояльность президента. Некоторые руководители регионов по своему авторитету не уступают правительству. Поэтому возможны конфликты между местными властями и правительством за лояльность самого президента и его администрации. Пока Владимир Путин не решит, кто прав, а кто виноват конкретно в этом случае, они не разберутся, потому что правого нет. Они будут показывать друг на друга пальцами, говорить: «Нет, это вы не правы».
Чепель: Насколько предыдущий, случившийся только что энергетический кризис стал поводом к нынешней критике Сергея Аксёнова? Или это только совпадение?
Самброс: Сам энергетический кризис не является поводом для критики Сергея Аксёнова, а вот его действия во время энергетического кризиса дали карты в руки его критикам в Москве. Опять-таки, этот случай с зоопарками хотя и кажется не совсем серьезным, подумаешь, зоопарки, но отношение к некоторым предприятиям, объектам, непоследовательность действий дали карты в руки критикам Сергея Аксёнова в Москве. Этим воспользовались. Произошло примерно это. А сама энергоблокада и отсутствие электроэнергии, мне кажется, крымчан только сподвигли к большей поддержке Сергея Аксёнова и Владимира Путина, сыграли в плюс их рейтингов. Конечно, в рамках разборок федеральных и местных властей произошло совершенно другие вещи. Федералы считают, что на местном уровне все было организовано не очень хорошо.
Чепель: Спасибо, Андрей. Мы беседовали с политологом Андреем Самбросом о возможном конфликте меж
Фото: РИА Новости