Ни для кого не секрет, что главный источник дохода «Исламского государства» (организация запрещена в России) — это доходы от продажи нефти на черном рынке. Financial Times углубилась в экономику террористов и выяснила, как работает сложная и запутанная система налогообложения на захваченных террористами территориях. Мы выбрали самые главные тезисы материала.
Фото: AP
1. «Исламское государство» получает значительный доход от закята — налога, которым облагается любой доход. Он составляет от 2,5 до 10%. Некоторые люди, живущие на захваченной террористами территории, освобождаются от уплаты закята, но вместо этого им приходится как-то его отрабатывать. Врачи в восточной Сирии, к примеру, обязаны раз в неделю бесплатно работать в госпитале. Только от закята на зерно и хлопок террористы смогли получить более 20 миллионов долларов.
2. По подсчетам FT, за прошлый год террористы заработали 450 миллионов долларов от продажи нефти. Все топливные доходы идут лидерам группировки.
3. Террористы облагают население захваченных городов и другими платежами. Так, к примеру, в Мосуле (крупный город на севере Ирака) налоги с зарплат местных чиновников дали боевикам в общей сложности 23 миллиона долларов.
4. Многие торговцы намеренно отправляются из Ирака на территории ИГ, чтобы продать собственные товары. Один из них рассказал британской газете, что в общей сложности ИГ покупает до 90% товаров приезжих коммерсантов. Товарооборот между независимыми продавцами из Ирака и ИГ составляет порядка 140 миллиона долларов в год. Каждого торговца также облагают закятом.
5. Большое внимание террористы уделяют и сельскому хозяйству. В Ираке фермеры платят закят с пшеницы, ячменя и хлопка. Сирийские же фермеры рассказали журналистам, что коллекторы ИГ высчитывают рыночные цены на продукцию и требуют их эквивалент в наличных деньгах.
6. Как пишет FT, Багдад до сих пор перечисляет деньги на зарплаты чиновникам, которые проживают на подконтрольной ИГ территории. Их там около 400 тысяч. Родственники, которые живут за границей, перечисляют своим родным, которые живут на захваченных землях, деньги через систему хавала (система переводов, похожая на Western Union). Террористы контролируют все офисы денежных переводов и получают небольшой процент с каждой транзакции.