Специалисты по современным медиа из Нью-Йоркского университета выяснили, что слактивисты (от slacker «бездельник» и activism «активизм») являются важной частью социальных протестов, так как они распространяют информацию об акциях и текущей повестке, а также делают «видимыми» события для иностранных СМИ. Об этом во вторник, 8 декабря, пишет издание N+1 со ссылкой на работу, опубликованную в журнале PLoS ONE.
Фото: AP
В статье отмечается, что слактивисты — это люди, которые поддерживают протесты, но не посещают их. Тем не менее они занимаются активностью в интернете: подписывают онлайн-петиции и распространяют различные записи. Также к таким активистам относят пользователей, которые меняют фотографии в соцсетях, привязывая это действие к какому-либо событию. В рунете слактивистов обычно называют словосочетанием «диванные войска».
Исследователи проанализировали три больших базы твитов. Первая относилась к волнениям в Турции в парке Гези в мае-июне 2013 года. Вторая содержала призывы к демонстрациям по всему миру в мае 2012 года под лозунгами «Объединенных для глобальных изменений» в рамках движения Occupy. Третья база была посвящена вручению кинопремии «Оскар» в 2014 году и публичным дебатам об увеличении минимальной зарплаты в США. Всего ученые использовали более 10 млн твитов от 5 млн пользователей.
Для каждого такого набора исследователи построили сети ретвитов, а также измерили уровень охвата для каждого пользователя. Посредством встроенной в твиты функции геолокации ученые выделяли внутри сетей «истинных активистов», которые физически присутствовали на митингах и акциях, и тех, кто там ни разу не был, но распространял информацию.
Выяснилось, что в такой модели явно выделяется небольшая группировка активистов, которая присутствует на всех событиях и генерирует большинство контента. Далее его подхватывают многочисленные «диванные войска» — они активно ретвитят и распространяют информацию дальше.
Оказалось, что именно эта группа пользователей критически влияет на информационное освещение события. Без должной поддержки «диванных войск» протест, как выяснили исследователи, не получает развития и резонанса. Этот факт особенно заметен на второй базе твитов, где акции не имели большого успеха.