Партия «Яблоко» досрочно проведет съезд 19-20 декабря, на котором изберет новое партийное руководство, в том числе и председателя партии. Политсовет партии рекомендовал на съезде внести поправку, согласно которой председатель партии не может избираться на третий срок. Таким образом, нынешний руководитель «Яблока» Сергей Митрохин после съезда должен покинуть свой пост.Эту тему Лика Кремер и Родион Чепель обсудили со Львом Шлосбергом, председателем псковского регионального отделения партии «Яблоко», который выразил свою готовность баллотироваться на должность председателя партии.
Шлосберг: Добрый вечер, друзья. Я могу сказать, что тут спонтанности нет, дискуссия в партии ведется уже несколько месяцев, но вот политкомитет в минувшую пятницу принял решение придать этой дискуссии открытый публичный характер. Я это всячески приветствую, я считаю, что это правильное решение во всех смыслах и для партии, и для общества, потому что такого рода вопросы должны обсуждаться открыто. Соответственно, ко всем нам, кто включен в так называемый список политкомитета, людей, кого предложено партии и обществу обсудить в качестве возможных кандидатов на должность председателя, задаются одни и те же вопросы, мы обязаны на них отвечать, и запись в живом журнале это ответ на сотни вопросов, которые поступили за эти дни. Я был должен ответить, и я ответил.
Кремер: Каким образом вообще устроены выборы внутри партии «Яблоко»? Будут ли какие-то праймериз, и кто на этих праймериз будет вашим основным конкурентом?
Шлосберг: Я могу сказать, что система предварительного голосования в партии предусмотрена, она есть в уставе, но она никогда не применялась. Судя по всему, она не будет применена и на этот раз, потому что процедуру предварительного общепартийного голосования должно было объявить только бюро партии. Бюро этого не объявляло, никто больше не может это внутрипартийное голосование провести. Но сейчас важно даже не то, будет ли проведено это внутрипартийное голосование, сейчас важно то, что после нескольких месяцев довольно закрытой и непростой дискуссии, она перешла в общественное пространство. И члены партии, избиратели «Яблока», сторонники и те люди, которые годами уже не ходят на выборы, но следят за тем, что происходит в демократических партиях нашей страны, смогут в этой дискуссии принять участие. Я считаю, что это абсолютно верное решение. Мне стало легче самому, потому что намного сложнее вести консультации и переговоры с однопартийцами, чем вести общественную дискуссию. Я люблю общественную дискуссию больше, чем внутрипартийные переговоры.
Кремер: Правильно ли я понимаю, что у «Яблока» просто нет других кандидатов, кроме вас?
Шлосберг: Нет, вы понимаете неправильно. В решении политкомитета названы 6 возможных кандидатов на должность председателя партии, и список объявлен открытым. Это решение полтикомитета опубликовано, в нем есть Сергей Иваненко, это нынешний уполномоченный по финансовым вопросам партии «Яблоко», там Александр Шишлов, который является уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге, там депутат Законодательного собрания Республики Карелия Эмилия Слабунова, известный политик в Карелии. Там также двое молодых партийцев «Яблока», это Николай Рыбаков из Петербурга и Александр Гнездилов из Москвы. И я шестой. Мне известно, что ведутся еще переговоры с публичными лицами партии, которые, возможно, дадут согласие на участие в выборах. Для нас важно, что эта дискуссия идет открыто, что общество ее видит, это очень существенно.
Кремер: Из всех, кого вы перечислили, все-таки вы самый яркий и самый очевидный кандидат, уж простите, но просто правда, всех остальных...
Шлосберг: Я думаю, что у всех кандидатов есть сторонники, которые считают точно так же, как вы сейчас сказали про меня.
Кремер: Ну, я, кажется, претендую на некоторую объективность.
Шлосберг: Претендуете.
Чепель: Лев, а что касается Сергея Митрохина, который, судя по сегодняшним событиям, больше не сможет баллотироваться в председатели партии, какие отношения вас связывают с ним?
Шлосберг: Знаете, в течение восьми лет, семи лет с небольшим, которые Сергей Митрохин возглавляет партию «Яблоко», у меня, как у председателя регионального отделения Псковской области и члена федерального бюро партии, потому что как раз в 2008 году я был впервые избран в бюро, не было с Сергеем Митрохиным никаких проблем. Я всегда это говорил открыто и публично, я часто не соглашался со многими вещами внутри партии, предлагал какие-то альтернативы, но могу сказать: «Никаких морально-этических претензий к Сергею Сергеевичу у меня нет». Задача партии заключается в том, чтобы постоянно обновляться. Если мы перестаем обновляться, мы отстаем от общества. В ситуации общероссийского политического застоя обязанность, я бы сказал, даже долг, демократической партии в нашей стране показать, что мы готовы обновляться, в том числе лидеры партий готовы жертвовать в каком-то смысле собой, своей формальной карьерой, статусом внутри партии для дальнейшего продвижения вперед. Но, кстати говоря, есть одна ошибка в том, что вы сказали, когда вы говорите о невозможности второго выдвижения. Извините, выдвижения еще раз, то есть на третий срок, Сергея Митрохина и Григория Явлинского. Это на самом деле не так. На самом деле, после того, когда эти изменения, если они будут приняты на съезде партии, для этого необходимо, к слову говоря, две трети голосов делегатов съезда, это очень непростое решение. Половины недостаточно, нужно квалифицированное большинство. После этого эти изменения подлежать регистрации в Министерстве юстиции России. Только после этого они вступят в силу. Поэтому я могу сказать, решения
явятся неким политическим ограничителем для тех председателей, кто уже дважды был по главе партии. Но юридически любой из них, и Сергей Митрохин, и Григорий Явлинский могут выйти на съезд и сказать — мы хотим еще раз претендовать на пост председателя партии. Просто в этом случае..
Кремер: Но это будет очень напоминать кое-что другое.
Шлосберг: Нет, я хочу сказать, вы просто сказали, что это невозможно. Я говорю, что это сегодня остается возможным. Закон не может в данной ситуации, устав не может действовать с той минуты, когда за него проголосовали, устав действует с момента регистрации в Минюсте. Но я полагаю, что политкомитет, неформальным и безусловным лидером которого является Григорий Алексеевич Явлинский, выдвигая такую инициативу об ограничении возможности занимать должность председателя двумя сроками, безусловно понимал, что никто из членов политкомитета, ни Явлинский, ни Митрохин, на съезде партии на эту должность претендовать не будут.
Кремер: Вы сами только что сказали об опасности застоя в партии. Партия «Яблоко», как мне кажется, довольно давно не обновлялась. И в общем за это время растеряла и политический вес, и отчасти репутацию. Что вам, в случае если вы ее возглавите, кажется самым важным сделать для того, что действительно как-то вернуть доверие?
Шлосберг: Я хочу уточнить одну важную вещь. Репутация не измеряется голосованием на выборах. Репутация — это морально-этическая категория, и она не всегда связана с результатами голосования. У нас есть некоторые политические партии с двузначными рейтингами в цифрах и полностью отсутствующей репутацией.
Кремер: Я перечислила это, я не считаю, я сказала через запятую, я сказала репутация и вес, это как два разных критерия.
Шлосберг: Хорошо. Будем считать, что мы сейчас выступаем в особо легком весе, нам нужно немножко потяжелеть, для того, чтобы приобрести больше влияния в обществе и в политике. Я могу сказать, что, на мой взгляд, нашей партии необходимо существенно усилить внимание к региональной и муниципальной жизни России. Вообще это задача всех партий, но я за всех говорить не буду, я скажу за мое родное «Яблоко», в котором я уже 21 год. На мой взгляд, то, что сейчас происходит в российских регионах, в российской провинции, в российской глубинке, это катастрофа. Это на самом деле апокалипсис. Только те, кто живет в провинции, понимают, что сейчас на самом деле происходит с Россией. Это очень недостаточно видно в Москве, простите меня, дорогие москвичи. Это недостаточно видно из Петербурга и других городов-миллионников. То, что Россия погибает и умирает мученически, это видно в российских регионах, в российской провинции. Поэтому сейчас наша задача сделать реальным партийный федерализм, внимание к региональным проблемам, к нашим региональным лидерам, к нашим региональным организациям. Это будет исключительно важно для того, чтобы партия могла заявлять свои позиции по изменению политического федерализма в России, финансового, бюджетного, налогового, потому что сегодня то, что происходит с финансовой основой регионов, с полномочиями регионов, Россия, настоящая Россия, провинциальная Россия, полностью обескровлена. Задача партии «Яблоко», как партии, поддерживающей федерализм, поддерживающей разделение полномочий, поддерживающей внимание к нашим коренным землям, заявить об этом максимально прямо. Но для этого нужно стать, самой партии, максимально федералистской. Вот такая задача номер один.
Чепель: Лев, вот вы говорите, что вы идете в регионы. Но кто ваш избиратель, к которому вы будете в регионах обращаться? Это те же люди?
Шлосберг: Я могу сказать, кто наш избиратель. Наш избиратель, это те люди, которые в 1991 году искренне, от всей души, голосовали за Бориса Николаевича Ельцина, считая, что он принесет России свободу. Наш избиратель, это те миллионы людей, которые в 2000 году, устав от Бориса Николаевича Ельцина, голосовали за Владимира Путина, думая, что Путин принесет в Россию настоящую демократию и настоящий порядок. И обманулись в своих ожиданиях от политики Владимира Путина. На самом деле избиратель, массовый, объединенный демократической партией в России, это десятки миллионов людей. Это цифра сейчас звучит совершенно фантастически, я понимаю, как возможно сейчас вытягиваются лица у некоторых людей перед экранами, но нужно понимать — в решающие исторические моменты десятки миллионов жителей России высказывались за свободную демократическую Россию. Так случилось, что политики их обманули, не оправдали их надежды. Ни партии, ни какие-то группы людей, политические лидеры общенационального масштаба обманули десятки миллионов избирателей. Идет речь не о том, что небольшой и легкой, как вы сказали, недостаточно тяжеловесной партии «Яблоко» нужно вернуть к себе доверие избирателей. Идет речь о том, что российским политикам, российской элите необходимо возвращать доверие избирателей к себе, потому что сегодняшняя российская политическая элита лжива, воровата и совершенно не соответствует интересам избирателей России. Ее интересы прямо противоречат интересам людей. То есть перед нами стоит задача не реформировать партию, перед нами стоит задача помочь тем людям в нашей стране, кто не хочет отсюда уезжать, кто хочет здесь жить, но кто хочет растить своих детей в безопасной, свободной, развитой, демократической стране. Вот это наша задача.
Чепель: Спасибо, Лев. С нами на связи был Лев Шлосберг, председатель Псковского регионального отделения партии «Яблоко».
Шлосберг: Спасибо «Дождю».
Фото: Facebook/Лев Шлосберг