Убили,обзывая хохлом и бандеровцем. В кубанской колонии для несовершеннолетних загадочно погиб 16-летний осужденный гражданин Украины Виталий Поп, его тело долго не выдавали родителям, а руководство колонии посоветовало не вмешивать в это дело политику. Как это произошло и из-за чего, смотрите в репортаже Евгения Титова.
На последней прижизненной съемке из СИЗО Новороссийска Виталий Поп говорит с родителями о скором этапе в Белореченск. О том, что в Белореченской колонии будут бить, Виталий знал заранее. Мать Виталия, Светлана Поп, передает его слова:
Он говорил: «Мама, нас только привезут, откроют машину ― и начинают избивать».
Так и вышло. В постановлении о признании Светланы Поп потерпевшей сказано, что прибывших по этапу сразу избили. Из семерых новичков Виталику досталось больше всех:
Скакали на голову, били по голове. Наверно, у него уже не было сил терпеть эти боли, он даже просил, чтобы его оставили, не били. Но они не слышали мольбы ребенка. Впоследствии, говорят мальчишки, потянули его в туалет и больше они его не видели.
Жуткие подробности есть в докладе общественной наблюдательной комиссии по Краснодарскому краю. Правозащитница, член ОНК по Краснодарскому краю Анна Митренко рассказывает: тело не отдавали родителям девять дней. Видимо, боялись международного скандала. И Виталик, и его родители ― граждане Украины. По сведениям Анны, именно это припомнили Виталику при избиении:
Речь шла о парне по фамилии Поп, который в итоге погиб. У него был акцент, те, кто его избивали, обзывали хохлом, бандеровцем. Он был наиболее непокорным из всех тех, кого избивали. В итоге его избили сильнее других.
Иван и Светлана Поп приехали из Украины 5 лет назад. В кубанской станице Холмской у них маленький цех по производству плитки. Виталик прибыл к родителям летом, помочь по хозяйству. Говорят, был мастером на все руки. Отец убитого подростка Иван Поп рассказывает:
Он сам эту штангу скомбинировал себе, своими руками. Он все любил делать своими руками.
В станице Холмской парень подрабатывал шабашками, но в кризисный год денег семье не хватало, тем более что отец, Иван, тяжело заболел и влез в долги из-за операции. Почему Виталик решил ограбить кассу сельпо, никто не знает. Рассказывают, что их была компания, но он все взял на себя. Светлана передает такие слова сына:
Поднял так руки, когда увидел у меня слезы на глазах, и говорит: «Ты, мама, не смей плакать. Я держусь, я уже настроен: я все выдержу, достойно отсижу и выйду».
Мешок с вещами родителям отдали в колонии. У Виталика была куртка, кроссовки и новый спортивный костюм. Но здесь почему-то другие вещи, Светлана их не узнает.
Только через девять дней Иван и Светлана Поп смогли увезти тело сына на родину, в закарпатское село Грушево. Перед самым отъездом работник колонии пытался узнать номер машины, на которой повезут тело. Светлана признается: вряд ли она когда-нибудь сумеет объяснить закарпатской родне, за что погиб шестнадцатилетний подросток.