Черногорию официально пригласили вступить в НАТО. Утром 1 декабря генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, заявил, что «НАТО приняло историческое решение о начале переговоров о вступлении Черногории». Столтенберг заявил об этом на саммите министров иностранных дел альянса, который проходит в эти дни в Брюсселе. Если переговоры пройдут успешно, то Черногория станет 29 членом НАТО. В Брюсселе находится корреспондент Дождя Игорь Севрюгин, который следит за работой саммита НАТО. Он рассказал, что обсуждали главы МИД, и какое отношение к России было на саммите.
Как сказали представители Черногории нашему корреспонденту, они ждали этого вступления еще в 2006 году. Черногория первая страна, получившая приглашение в Североатлантический альянс с 2009 года, после вступления Албании в НАТО. Генсек НАТО особо отметил, что приглашение Черногории в альянс не направлено против России. «Это решение направлено для повышения нашей безопасности», — заявил он.
Также Столтенберг заявил, что альянс готов рассмотреть вступление в него Грузии. Однако приглашение от НАТО в Тбилиси пока не получат: в альянсе ожидают проведения реформ в этой стране.
Кроме того, генеральный секретарь отметил, что НАТО стремится к более плотному и продуктивному сотрудничеству с Россией, а взаимодействие должно опираться на силу. В качестве примера такого проявления силы, Столтенберг привел в пример свою родную Норвегию, которая, по его словам, всегда успешно сотрудничала с Россией не вопреки, а благодаря своему членству в НАТО. Что касается механизмов сотрудничества с Москвой, они по прежнему существуют. Как сказал Столтенберг, после конфликта на востоке Украины прекратились лишь практические контакты, а политические по-прежнему существуют.
Темой номер один для обсуждения на саммите стал, сбитый турецкими ВВС, российский бомбардировщик Су-24. Как заявил глава МИД Дании Кристиан Йенсен, Россия — это партнер и союзник, а инцидент со сбитым самолетом ни в коем случае не должен осложнить отношения. «Я надеюсь, что у нас будут хорошие и крепкие отношения с Москвой. Это важно для нас, иметь тесные связи с соседними странами. Россия тоже является соседской, родной страной», — отметил министр.
В свою очередь, глава внешнеполитического ведомства Литвы Линас Линкявичюс, считает, что НАТО обязано защищать Турцию, как полноправного члена альянса. Такой же позиции придерживается министр иностранных дел Канады Стефан Дион.
1 декабря, в ходе заседания, было принято решение о дополнительной поддержке со стороны НАТО для защиты Турции. По итогам совещания, Дания отправляет в Средиземное море свои боевые корабли, а патрулирование воздушного пространства Турции усилят Королевские ВВС Великобритании.
Как заявил глава МИД Испании Хосэ Мануэль Гарсиа-Маргальо, испанские ракетные комплексы Patriot будут находиться в Турции до января 2016 года, после чего будет решаться останутся они там или вернутся в Испанию. На вопрос, могли ли ракеты комплекса Patriot быть причастны к инциденту с Су-24, министр ответил, что их предназначение состоит в том, чтобы отражать атаки реактивных снарядов и они не способны поражать объекты, находящиеся в воздухе.
Инцидент с уничтожением Су-24 безусловно подпортил и без того осложнившиеся отношения России и НАТО. Однако ряд стран-членов Североатлантического альянса признает Россию партнером и союзником по борьбе с, запрещенным в России, «Исламским государством». Страны-члены НАТО в различной степени выражают готовность к присоединению к коалиции по борьбе с ИГИЛ. Как отметил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн, в совместную коалицию должны войти США, Россия, Турция и даже Саудовская Аравия. Если объединиться вокруг общей цели не получится, по словам министра «смеяться будут уже другие, — а это варвары. Это нам должно быть понятно». Конечно, к России относятся настороженно. НАТО планирует и дальше развиваться на восток, но в аспекте борьбы с ИГИЛ, Россию воспринимают как партнера.
По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, в альянсе продумана стратегия по борьбе с гибридными войнами, однако, пока не совсем ясно, что Столтенберг вкладывает в понятие «гибридная война». Один из пунктов, на котором особо остановился генеральный секретарь альянса, — это дезинформация и пропаганда, которые, по его словам, всегда присутствуют в гибридных войнах. Говоря о пропаганде, Столтенберг подчеркнул, что имеет в виду не только Россию. Как будет применяться программа по борьбе с гибридными войнами, непонятно. Пока это только концепция, а не стратегия.
Фото: AP Photo