Рекордсмену «Оскара», фильму «Пролетая над гнездом кукушки» режиссера Милоша Формана исполняется 40 лет. Михаил Козырев поделился своими первыми впечатлениями от просмотра картины и собрал самые интересные факты из истории её создания.
«Пролетая над гнездом кукушки» хотели снять ещё в середине 60-х: после публикации в 1962 году книги права на постановку приобрел Кирк Дуглас. Спустя год он поставил спектакль на Бродвее, где сам сыграл Макмёрфи. Но спектакль продержался в театре всего три месяца. После этой неудачи Дуглас стал искать возможность снять фильм и даже выбрал режиссера. С молодым постановщиком Милошем Форманом он познакомися во время поездки в Чехословакию в 1964 году. Но отправленную по почте книгу Кизи изъяли на чехословацкой таможне и до Формана она так и не дошла. В 1971 году Дуглас передал права на экранизацию своему сыну Майклу, но ни одна киностудия не заинтересовалась историей.
Изначально сценарий к фильму было предложено написать автору книги — Кену Кизи. Тот, проработав над текстом восемь месяцев, создал нечто в сюрреалистическом духе. В итоге сценарий написал Милош Форман, который уже однажды мог снять этот фильм, вместе с начинавшим писателем Бо Голдманом. Он к тому моменту снял в США лишь одну малоизвестную картину «Отрыв» и сидел без работы.
Автор книги, писатель Кен Кизи, увидев черновой вариант экранизации так расстроился тем, как с его книгой «разделались» создатели, что пообещал никогда не смотреть готовый фильм и даже подал в суд на продюсеров из-за того, что в фильме повествование, в отличие от книги, идет не от лица Вождя Бромдена. Несколько лет спустя он признался, что как-то, лежа в постели, переключал тв-каналы и остановился на каком-то интересном фильме. Пару минут спустя, он понял, что это экранизация его книги и сменил программу.
Съемки фильма проходили в реальной клинике, в городе Сейлем, где и происходит действие книги Кизи, хотя работать в декорациях в павильоне было бы дешевле. Единственная сцена вне учреждения — рыбалка — снималась в гавани городка Депо Бэй тоже в Орегоне. Любопытная деталь — гавань известна как самая маленькая в мире.
В кастинге на роли второго плана приняли участие около 3000 человек. В итоге были отобраны самые колоритные актеры, причем для большинства из них фильм стал началом успешной кинокарьеры. В их числе — Дэнни ДеВито, Кристофер Ллойд, Брэд Дуриф, Сидни Лэссик и двухметровый индеец Уилл Сэмпсон. Помимо них в картине снялись девяносто пациентов больницы, где проходили съемки. Причем их задействовали как в качестве массовки, так и в качестве ассистентов на площадке. В фильме сыграл и персонал больницы. Так, например, роль главного врача исполнил доктор Дин Брукс, действительно занимавший этот пост в клинике Орегона. Брукса и других врачей Форман нередко просил самим придумать свои реплики, чтобы это было реалистичнее.
Актёры и съёмочная группа фактически жили в стенах лечебницы. Они спали на тех же койках и питались в той же столовой, что и пациенты. Под конец съемок большинство актеров даже не разъезжались ь в гостиницу на ночь, а оставались спать на койках в больнице. Чтобы актеры лучше вжились в роль, Форман выбрал каждому актеру по пациенту, с которого следовало копировать особенности поведения. При этом режиссер просил оставаться в образе на протяжении всего периода съемок. В результате близкие актеров, приезжая на площадку, ужасались тому, что их знакомые стали походить на психов.
Особенно близок спонтанный метод оказался Джеку Николсону. Актер мог прямо в кадре начинал импровизировать: менять реплики, мимику, жестикуляцию. Так, например, поцелуй охранника или ловля невидимой мухи во время беседы с главным врачом были импровизацией.
Несмотря на близость подходов к актерской игре, Николсон и Форман разошлись в понимании концепции истории, из-за чего на площадке между ними установились настолько холодные отношения, что они даже не общались друг с другом. Когда же нужно было что-то объяснить, они делали это через операторов.
В конце фильма, Хардинг и Мартини, играя в карты, используют слово hovno, созвучное ругательству на русском и чешском — родном языке режиссера Милоша Формана.
Особую роль в фильме играет музыка: по задумке композитора Джека Ницше, нейтральное действие сопровождается слегка напряженными мелодиями, привносящими ощущение тревоги, а спокойные, умиротворяющие мотивы наоборот звучат в жутких сценах.
«Пролетая над гнездом кукушки» — одна из трех картин, которые за всю историю «Оскара» взяли «большую пятёрку» наград: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, главные мужские и женские роли. Кроме него это удавалась только двум фильмам — «Это случилось однажды ночью» и «Молчание ягнят».