На Общероссийском гражданском форуме сегодня, 21 ноября, не обошлось и без жарких дискуссий. Президент фонда «Перспектива» Леонид Гозман, публицист Авдотья Смирнова и губернатор Кировской области Никита Белых спорят о том, в чем рецепт лекарства, которое поможет русской интеллигенции.
Гозман: Большинство людей одной с нами крови, они не включены ни в политику, ни в существующие НКО. Они одиноки, понимаете, их изолировали, особенно в провинции, когда им кажется, что вообще никого не осталось, понимаете. Скажи спасибо, что тебе дают дышать. И ты вот один такой, сумасшедший, остался, которому вот это не нравится, и вот мне кажется, что задачей, на самом деле задачей, ответственных людей, сидящих здесь, вне зависимости от того, чем они занимаются, является моральная поддержка этих людей. Этим людям нужно ощущение смысла жизни, этим людям нужно ощущение будущего страны. И мне кажется, что это на самом деле задача - помочь этим людям выжить, сохранить эту критическую массу людей. Эта задача самая важная. И куда более важная задача, чем подготовка к очередным выборам, создание партий и так далее.
Смирнова: Леня, Леонид Яковлевич, вы знаете, дело в том, что вот эта вот душераздирающая патетика абсолютно прекрасна, но для меня это вот совершенно ни о чем. Я человек, который находится в депрессии от происходящего, который хотел бы, чтобы его ребенок уехал, но ребенок совершенно не желает уезжать, а я сама бы хотела уехать, но я не могу уехать потому, что у меня Фонд помощи аутистам в России. Поэтому знаете что? Если люди в депрессии, пусть они дело пойдут делать.
Гозман: Дуня, ты совершенно права. Но проблема в том, то что делаешь ты, то, что делают другие организации, такие, как твоя, это совершенно замечательно, и это вообще надежда на будущее. Но есть масса людей, которые в это не вовлечены.
Смирнова: Пусть они пойдут и поработают волонтерами в хосписе.
Гозман: Нет, этого не достаточно.
Смирнова: Все. Достаточно.
Гозман: Нет, нет, этого не достаточно. И ты видишь, что это недостаточно, потому, что они не идут. Они не идут. А ты скажешь, что...
Смирнова: Это не правда, колоссальный приток волонтеров в любой сфере социальной работы.
Гозман: И ты считаешь, что этот приток волонтеров достаточен для решения этой проблемы?
Смирнова: Он растет. В процентном отношении ежегодно.
Гозман: Согласен. Я приветствую этих волонтеров. Но я считаю, что мы должны предлагать новые формы активного участия.
Смирнова: Да, пойдем и утешим друг друга. Работать, Леня.
Белых: Когда тут говорится по поводу, значит, борьбы с депрессией, у нас можно не только волонтерством заниматься, можно во власть идти в местное самоуправление. У нас конкурс в поселковые руководители меньше, чем в самом захудалом ВУЗе. Потому что люди не хотят вот этим заниматься, потому что огромный объем ответственности, огромный объем задач. А как бы считается долг, в смысле каких-то финансовых мотиваций, нет. Но с точки зрения борьбы с депрессией лучший метод. Поэтому, если русская интеллигенции хочется как-то взбодриться, можно поехать в Верхнекамский район или в Лузский, собственно там в поселениях позаниматься дорогами, ЖКХ, всем, чем угодно.