В Москве стартует уик-энд кинофестиваля 2morrow/Завтра. В программе — главные хиты года, а фокус на этот раз на коротком метре.
16 октября, исполнилось бы 68 лет режиссеру Ивану Дыховичному. И в пятницу же в Москве в Центре документального кино стартует очередной фестиваль 2morrow/Завтра, тот смотр независимого арт-кино, который Дыховичный как раз придумал и запустил в 2007 году. Один из лучших российских кинофестивалей продолжается. На этот раз фокус на коротком метре, но не только.
Итак, «Завтра» наступило. В последнее время фестиваль не имеет четких дат проведения, последний крупный смотр состоялся в январе. Все это обусловлено экономическими причинами, — проблемами с финансированием. Но при первой возможности кино показывают.
Программа очень насыщенная. И снова — фестивальные хиты. Всего четыре программы, конкурс, жюри, известные российские и международные режиссеры. Команда во главе с Ольгой Дыховичной уже который год бьется за то, чтобы фестиваль был. Ведь он нужен городу. Например, уже большинство билетов на эти выходные раскуплены. Ну а в январе вообще был аншлаг.
И хоть в центре внимания этого раунда 2morrow — короткий метр, все таки фестиваль верен себе. Полнометражные арт-хиты покажут на открытии и закрытии. Сегодня в ЦДК первый раз в Москве — новая работа Бакура Бакурадзе «Брат Дэян». Фильм участвовал в конкурсе кинофестиваля в Локарно и получил уже несколько призов на других смотрах.
В отличие от спокойного и плавного «Шультеса» этот брат будет радикальнее и скандальнее. Здесь многое на злобу дня. Война, военный преступник, а на горизонте маячит Гаага, гаагский трибунал. Но это не про Украину. Про другую пороховую бочку Европы — Балканы. Фильм даже снят для достоверности на сербском языке. Это портрет одного из одного из генералов той войны. В фильме его зовут Дэян Станич. Его прототип — Ратко Младич, один из участников балканской войны, который сейчас как раз находится в заключении в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге. Так вот кино о последних днях этого военного перед тюрьмой. Что испытывает человек, даже на лице которого запечатлелись кровь, слезы и пули. Как теперь он живет в рутине, в обыденной жизни. Как осознает, что натворил. И осознает ли? Он, действительно, делает все, что обычной человек: ест фаст-фуд, встречается с людьми, с женой, гуляет по лесу. Так было и с реальным Радко Младичем. Вроде бы человек, как мы все, но нет — другой. Во сне — бомбежки, беженцы, убитые дети. Впереди — наказания за преступления. А потому даже взгляд другой. И вот от такого столкновения «бытовухи» и глобального зла и становится жутко. Банальность зла — это же давно интересующая всех тема. Но это не просто художественное кино, но еще и фильм о фильме, о том, как идут репетиции, запоминаются реплики, выдумывается герой. Серьезное психологическое исследование, в том числе об этике кинематографа.
Один из лучших фильмов года заготовлен на 2morrow на закрытие. В Москве впервые покажут новую картину главного тайского режиссера современности Апитчатпона Вирасетакула . Пять лет назад он победил в Каннах со своим «Дядюшкой Бунми», в этом году там же, но в параллельном конкурсе «Особый взгляд» представлял вот эту картину — «Кладбище великолепия». И снова сказка.
Фильмы Апичатпонга — это как будто сеанс спа-терапии. Все такое расслабленное, плавное. Как будто вас специально вводят в состояние транса. Вот и здесь центральная тема — сон. Действие происходит в военном госпитале. Там лежат, как будто уже всю жизнь солдаты. Лежат они там, потому что больница стоит на месте, где до сих пор враждуют короли прошлого, в сражении и используют энергию спящих. Вот как всегда, современность у Веерасетакуна перемешивается с историей и традициями, одного от другого неотделимо. А реальность с мистикой.
В какой-то момент хромую женщину, главную героиню, которая ухаживает за одним из солдат, навещают, две богини, которым она ранее принесла дары, и поблагодари ее за это. В общем, это очень милое кино. И такое даже по-детски наивное.
Но главное, на этот раз на 2morrow это все же — короткий метр. Есть конкурс, где представлены лучшие международные хиты в этой области. Это и документальное, и игровое и экспериментальное кино разных стран, разных школ. Работы совсем молодых авторов, участников и призеров основных и параллельных секций важнейших международных кинофестивалей в Каннах, Локарно, Венеции, Мельбурне. Главное — это поиск молодых талантов внутри страны. Поэтому есть отдельная программа «Новые российские мастерские». Российские режиссеры нулевых, которых и приписывали к новой волне, это Алексей Попогребский, Дмитрий Мамулия, Владимир Котт и другие, теперь учат совсем новых кинематографистов во ВГИКе, в Московской школе нового кино. И вот посмотрев фильмы этих студентов можно узнать о том, есть ли будущее у российского кино.
Фото: официальный сайт фестиваля 2morrow: http://2morrowfest.ru/