Прямой эфир

Как выжить России при 45 долларах за баррель?

Два сценария от Михаила Крутихина
Новости
14 662
17:16, 11.09.2015

Экономист, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин считает, что текущие цены на нефть установились надолго — как минимум, на год-полтора. За баррель марки Brent будут давать чуть больше $45, предсказывает он. Для России, где государственный бюджет более чем наполовину формируется за счет продажи нефти и газа, этот прогноз не сулит ничего хорошего. Стране придется жить в стесненных условиях, при этом скорого возвращения к отметке ста долларов за баррель ожидать не стоит, подчеркивает экономист.

Полностью статью «Дешевая нефть: есть ли у России выход из кризиса?» читайте на сайте Московского центра Карнеги.

Медведица обнюхивает бочку из-под горючего в Кроноцком заповеднике, Камчатка. Фото: Алексей Матвеев

Долго и высоко

В этом году, по расчетам МВФ, нефтегазовые прибыли дадут всего 15% доходов в национальный бюджет, а ВВП России сократится на 3,4% (многие российские экономисты убеждены в том, что спад будет гораздо серьезнее).

К тому же в зоне низких цен оказались не только нефть с газом. Немецкие экономисты, с которыми я общался в Берлине в начале сентября, отмечают, что российский уголь, который не так давно поступал в Европу по цене примерно $80 за тонну, сейчас импортируется меньше чем по $50. Это тоже окажет дополнительное давление на доходы российского бюджета. Дешевеет практически все сырье, сталь и другие материалы первого передела — основа российского экспорта.

С точки зрения мировой экономики упавшие цены на нефть можно рассматривать как возврат к некой норме. Действительно, ценовой провал в долларах, приведенных к единой отметке по времени, выглядит нисколько не глубже, чем предыдущие. Однако для стран-экспортеров последствия такого провала могут оказаться более негативными.

Два сценария

В сложившихся обстоятельствах у российской экономики можно теоретически обозначить два выхода. Первый — это кардинальное преобразование системы по рыночным канонам: реальная приватизация, создание стабильной налоговой системы, поощрение отечественных и иностранных инвестиций, малого и среднего бизнеса. Это невозможно сделать без ломки политической системы, то есть без гарантированной сменяемости власти, независимых судов и независимой прессы, прозрачного контроля над наемными чиновниками, без демократических прав и свобод.

Второй выход — формирование мобилизационной экономики диктаторскими методами. Отказ от рыночных принципов и умиротворение населения призывами потерпеть во имя борьбы с внешними и внутренними врагами. При этом не исключаются и военные действия, призванные оправдать социально-экономические проблемы.

Если первый выход, пусть и сопряженный с временными трудностями переходного периода, способен вернуть страну в систему координат промышленно развитой цивилизации и рыночных отношений, то второй неизбежно ускорит движение в сторону экономической катастрофы. Кризис перейдет из затяжной стадии в быстротекущую с крайне печальными последствиями и для власти, и для населения.

Правда, есть еще и третий вариант, который заключается в том, чтобы оставить все как есть и наблюдать ускоряющееся угасание системы, опустив руки. Но проблема в том, что необходимость выбора между первыми двумя вариантами он не отменяет, а только откладывает.

Полностью статью «Дешевая нефть: есть ли у России выход из кризиса?» читайте на сайте Московского центра Карнеги.