Главный редактор сайта «Московского центра Карнеги» Александр Баунов удивлен реакцией представителей РПЦ на погром в Манеже, где «православные активисты» во главе с Дмитрием Цорионовым («Энтео») повредили четыре линогравюры известного скульптора Вадима Сидура. Сидур — признанный классик, а его творения — настоящее христианское искусство, напоминает Баунов.
Главное удивление от погрома на выставке Сидура, что под религиозными лозунгами верующие сегодняшнего дня пришли разрушать религиозное искусство, значимое для верующих той же самой религии всего на одно-два поколения старше.
Для всякого, кто помнит или просто представляет себе гонимое русское христианство 1960–1970-х годов, ясно, что работы Сидура — искусство религиозное и вполне христианское. Не только по своим темам — отчаяние, страдание, предательство, раскаяние, надежда (знаменитые «Глашатай», «Памятник оставшимся без погребения», «Памятник погибшим от насилия», «Сговор»), а просто потому, что у него были работы на евангельские сюжеты.
Христиане СССР, современники Сидура, радовались этим вещам — самому факту, что рядом с ними, в их времени живет скульптор, который лепит не Лениных и ударниц труда, а Христа и пророков, пользуясь языком современности, а значит, христианство не что-то исключительно древнее и прошедшее, не бабкино суеверие, как учат лекторы атеизма, а живое и современное.
И вот какие-то люди от имени верующих новейшего времени пришли и с легкостью оскорбили чувства верующих предыдущего поколения. Церковь же отреагировала на это самым поразительным образом.
Церковные спикеры, будучи все-таки интеллигенцией, должны представлять себе настоящее место работ Сидура в христианском искусстве. Однако они или не представляют, или притворяются, и совершенно хладнокровно за один вечер предали тех верующих, которые пришли в церковь в трудные для нее времена «последних попов», а не в нынешнее время государственно-патриотического блеска. Не в первый раз.
Полностью статью «Теракт в Манеже. Откуда в России разрушители классики» читайте на сайте «Московского центра Карнеги».