Прямой эфир

Государство объявило тему продаж нефти закрытой для дискуссий

Здесь и сейчас
938
22:45, 28.09.2011
Сегодня на Газпром обрушилась с обысками Европейская антимонопольная комиссия. Мы обсудили эту новость с гостем в студии, главой Института энергетической политики, Владимиром Миловым.

Государство объявило тему продаж нефти закрытой для дискуссий

Проверку проводят представители Еврокомиссии. Во вторник они без предупреждения появились сразу в нескольких европейских компаниях, занимающихся поставками, передачей и хранением газа.

Еврокомиссия объяснила проверки тем, что подозревает предприятия в нарушении антимонопольного законодательства Евросоюза и в ценовом сговоре. В случае установления вины компаниям грозит штраф, размер которого определит Еврокомиссия. Обыски проходят в Германии, Литве, Чехии - всего в десяти европейских государствах.

В самом Газпроме заявили, что открыты для диалога с Еврокомиссией и окажут необходимую поддержку для проведения инспекций своих "дочек". Там также настаивают на то, что "сам по себе факт проверки не означает какого-либо признания нарушения антимонопольного законодательства или обвинения в нем".

Тем не менее, до сих пор Газпром никогда не сталкивался со столь масштабными проверками.

Казнин: Вы как прокомментируете действия господина Артемьева в данной ситуации?

Милов: Выяснилось, оказывается, что антимонопольной службе танцевать мешает закон о естественных монополиях. Честно говоря, я шокирован этими новостями. Я работал регулятором в свое время несколько лет, хорошо знаю эту кухню. Я могу сказать, что закон о естественных монополиях - это один из немногих законодательных актов, который реально позволяет каким-то образом на монополистов воздействовать, что-то с них требовать, действительно принимать какие-то важные регуляторные решения. Я думаю, что здесь вопрос политический, что все попытки ФАСа и лично Артемьева что-то потребовать от «Газпрома», потребовать прекратить нарушать законодательство о конкуренции разбивались просто о политический вес этой монополии. Ее поддерживает Путин, ею руководят люди, которые близки к Путину, это у нас – как показывают по телевизору – национальное достояние. Поэтому, когда там бегают вокруг антимонопольные регуляторы и что-то пытаются с них потребовать, как правило, им просто говорят: « Вы же понимаете, с кем имеете дело». Я думаю, что закон о естественных монополиях в этом случае совершенно не причем. Это просто политическая проблема.

Изюмская: То есть вы объясняете эти нападки со стороны Артемьева на закон просто абсолютным бессилием и не более того, а вовсе не конструктивом.

Милов: Довольно жалкая попытка найти себе оправдание, когда реально вопрос просто в низком политическом весе Антимонопольной службы.

Казнин: А что, на ваш взгляд, стоит за обысками в Европе?

Милов: Это первая история по «дочкам» «Газпрома», но далеко не первая по его партнерам. В предыдущие годы было много обысков у германских, голландских, французских компаний, которые являются партнерами «Газпрома» по долгосрочным контрактам. Здесь просто надо помнить, что в Евросоюзе очень сильное антимонопольное регулирование, с огромными полномочиями, это такая спецслужба в каком-то смысле. Она имеет широкие права, в частности, документы вынимать и т.д. Надо сказать, что именно в газовой сфере монополизма, нарушения конкуренции просто пруд пруди, хоть отбавляй. Видимо, эта волна расследований добралась до нашей газовой компании. Ну а все они партнеры, они находятся в картельном сговоре на европейском рынке. Я совершенно не удивлен, что там возникли какие-то подозрения.

Изюмская: «Газпром» довольно спокойно на это реагирует, говорит, что подобное расследование может длиться несколько лет, годами.

Милов: Это правда, так и есть. Неизвестно, чем это закончится. Просто факт остается фактом, что европейские антимонопольные регуляторы и те, кто занимается конкурентной политикой – это люди серьезные, с ними надо аккуратно, и если они чего-то хотят, то лучше им это дать, иначе могут быть действительно проблемы.

Изюмская: Возвращаясь к инициативе господина Артемьева - насколько серьезно его эту попытку оправдаться стоит воспринимать, действительно ли будет какая-то атака на закон о госмонополиях? Стоит ли действительно ожидать инициатив, может быть, не об отмене, но о серьезном пересмотре этого документа?

Милов: Может, и будет. Но это все буря в стакане воды, потому что главная проблема в том, что у нас экономика в последние 10 с лишним лет монополизировалась последовательно. Монополиям давали абсолютную вольницу, в том числе, тому же «Газпрому». А тем, кто пытался их как-то привести к нормальному знаменателю и заставить соблюдать интересы потребителей, говорили: «Подождите, понимаете же, с кем имеете дело». Поэтому пока не изменится принципиально политика, пока демонополизация и конкуренция не станут приоритетами в России так, как это сейчас происходит в ЕС, пока у нас антимонопольные регуляторы не будут делать заголовки, действительно пресекая нарушения серьезным образом, я думаю, вся эта возня вокруг законов – это десятое дело.

Изюмская: Игорю Артемьеву не позавидуешь.