По всей России разбросаны, поросшие мхом, сокровища Российской империи. Бывшие роскошные дворцы, флигели, конные дворы, усадебные храмы скромно, словно стесняясь своих руин, доживают свой век в десятках деревень, поселков и городов России. Некоторые из них уже восстанавливаются инвесторами и государством, но большинство старинных усадеб, — гнезд некогда славных и древних дворянских родов, продолжают разрушаться под гнетом времени, превращены в свалки мусора, захоронения бывших владельцев забыты и поросли травой и деревьями.
Не исключение в этой печальной истории усадьба Петровское-Алабино, что располагается в 40 километрах от Москвы на живописном берегу реки Десны. Погибающая усадьба, когда-то великолепный архитектурный и парковый комплекс в стиле классицизма, была создана горнопромышленником Никитой Демидовым в годы правления императрицы Екатерины II. Архитектором, построившим эту красоту, был, предположительно, знаменитый М.Ф. Казаков. В 1850-е годы усадьбу приобрел князь А.В. Мещерский.
В советское время, столь беспощадное к исторической памяти, усадьба пришла в полный упадок. Потомок последних владельцев комплекса Владимир Мещерский приехал на обломки родового гнезда своих предков, очистил их от мусорной свалки и выросших на карнизах деревьев, пытался создать музейную экспозицию, но отношения с местными жителями не сложились — музей сожгли, а потомок княжеского рода вынужден был покинуть Петровское. Руины стали вновь покрываться мусором, а местные жители продолжили потихоньку разбирать остатки усадьбы на кирпичи. И это несмотря на то, что Петровское внесено в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.
Анна Монгайт побывала в Петровском-Алабино, увидела состояние усадебного комплекса, поговорила с краеведами, попыталась выяснить, как вдохнуть в остатки старых стен новую жизнь и рассказала удивительную историю дворянского гнезда.