Прямой эфир

«Если честно, подумал, нас расстреляют здесь же, на ходу»

Как обращаются с пленными стороны конфликта в Украине
Новости
27 436
19:08, 07.07.2015

Пытки, избиения, чтение фантастики и развенчания мифов: что происходит с пленными, оказавшимися в руках противника на востоке Украины? Проект «Такие дела» нашел двух бывших пленных: один сидел «на подвале» у добровольческого батальона украинской армии, другого задержали бойцы сепаратистов. Дождь публикует отрывки монологов.

Александр П.: «Куска горбушки с чесноком и сала хватало на полдня»:

В Луганской области у меня родственников много было, линия фронта подходила все ближе и я понял, что засиделся дома, пора помочь. Взял перерыв на работе и выдвинулся. Ни за деньги, ни за что — я идейный, быть добру, как говорится! Я служил в разведроте — до того ведь я занимался кикбоксингом, в армии побывал, посещал потом военно-патриотический кружок. На юго-востоке ты в режиме постоянной онлайн-войны учишься каждую минуту. Базовый минимум за неделю поймешь: куда бежать, куда прятаться, откуда летит. Мы были все братья, никакого разделения по национальностям: главное — выгнать врага.

В плен попал во время выполнения боевого задания. Сформировали сводную группу: штурмовики и нас четыре разведчика. Хоп, и попали в засаду, раненые без сознания валялись, один умер. Нас пленили солдафоны, но среди них были и эти *** [служащие нерегулярных частей]. В итоге нам решили сохранить жизнь. У меня ранений было несколько: два в ногу, одно в голову. Но лечить меня ни у кого не было желания — купировали ногу в первый день. Прощай, спорт! Операцию никто не предлагал. Сейчас уже поздно думать, стоило ли так высоко ногу ампутировать или нет, могли и просто расстрелять, такие разговоры были.

Полностью статью «Они считали, что мы зомби, псы войны, что мы как орки из „Властелина колец“» читайте на сайте «Такие дела»

Дмитрий Ш.: «После войны читать Ремарка скучно»

Как попал в плен? Да как все! Мы выходили из окружения, держались друг друга. В это время наше командование вроде как договорилось с солдатами неприятеля, что будет сделан коридор. В итоге попали под минометы, потом под «ураганы» — короче, были как мишени в тире, такие дела. Большинство нашей колонны сразу было уничтожено, ну а мы кое-как смогли закрепиться на небольшом хуторе. Вот там и держались следующие 36 часов.

Потом начались переговоры с противником — мы меняли их пленных (танкистов, десантников) и всю их технику на возможность вывезти наших. Мы хотели сдаться регулярным войскам — нам дали слово офицера. Пообещали, что все договоренности будут соблюдены, ага, конечно! На следующий день вывезли всех раненных, а те солдаты, что нас охраняли, исчезли. Зато подъехали тачки совсем с другими персонажами. Но мы-то воевали с регулярной армией, а этих [из нерегулярных формирований] били по всем фронтам. Они же ничего не сделали, а тут мы попадаем к ним в плен — западло, короче.

Полностью статью «Они считали, что мы зомби, псы войны, что мы как орки из „Властелина колец“» читайте на сайте «Такие дела»