Драматические новости приходят из Чеченской республики. «Новая газета» рассказала о 17-летней Хеде Гойлабиевой, на которой захотел жениться 57-летний руководитель Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуд Гучигов в обход запрета Рамзана Кадырова на браки с несовершеннолетними.
Родственники отказывались выдавать дочь замуж. Для того чтобы они не вывезли ее, полицейский выставил посты по всему селу. Причем это не первая его подобная попытка: родственникам другой девушки удалось ее вывезти из Чечни.
Чем история закончилась на этот раз, Тихон Дзядко узнал у Елены Милашиной, специального корреспондента «Новой газеты», руководителя направления по Северному Кавказу.
Дзядко: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой истории – такой шекспировской, хотя на самом деле все как-то менее театрально, чем в пьесе.
Милашина: Да нет, к сожалению, она не шекспировская, а типичная история Чечни, где распространено и очень было распространено явление, когда вторыми-третьими-четвертыми женами берут молодых девушек. Это было запрещено Рамзаном Кадыровым в 2010 году, если я не ошибаюсь. Потому что действительно было очень много браков с несовершеннолетними, потом их возвращали домой. Было очень много беременностей неудачных. В общем, он это запретил.
И когда ко мне обратились…проблема с источниками – я не могу называть, но я связывалась, в том числе, и практически с самой девушкой, я точно знаю ее позицию. К сожалению, она сейчас недоступна для связи, чтобы подтвердить, согласна она или нет все-таки на этот брак, но когда на меня вышли и попросили о помощи, была надежда, что эта свадьба не состоится, потому что действительно начальник Ножай-Юртовского РУВД Нажуд Гучигов берет ее второй женой, что запрещено российскими законами и противоречит Конституции Российской Федерации, то есть по сути берет в любовницы 17-летнюю девочку.
Но, к сожалению, 5-го числа был большой новостной сюжет и выступление Рамзана Кадырова, который действительно вмешался в эту ситуацию, но вмешался не так, как мы того ожидали. Он практически одобрил. То есть глава российского региона одобрил ситуацию, когда глава отдела районной полиции берет в любовницы несовершеннолетнюю девочку, и это считается в Чечне нормальным. И с тех пор я не могу связаться с Хедой, я не могу связаться с теми людьми, которые выходили на меня, потому что…
Дзядко: Одобрил каким образом?
Милашина: Он заявил, что он послал самого доверенного ему человека в село, этот человек говорил с родственниками девушки, я так понимаю, был назван дед девушки и мать девушки, которые дали согласие на брак якобы. С самой девушкой, как я понимаю, никто не говорил, хотя она таким образом, в том числе и через меня, и через социальные сети пыталась обратиться за помощью лично к Рамзану Кадырову. Ее мнение так до сих пор публично и не прозвучало по этой ситуации, а ситуация уже широко разошлась по федеральным СМИ, что вызвало недовольство Рамзана Кадырова, правда, не федеральными СМИ, которые об этом написали, а местными СМИ, которые промолчали по поводу этой истории, потому что действительно это типичная история, никто даже и не подумал в Чечне, журналисты, обратить на это внимание. Хотя, на самом деле изначально по социальным сетям, по ватсаппам ходила информация от подруг девушки, которые пытались написать в инстаграм Кадырову по этой ситуации и попросить его вмешаться в нее.
Рамзан Ахматович вмешался, и его доверенный человек сказал, что все, согласие получено. И, соответственно, брак будет. При этом меня смущает еще одна вещь. Я разговаривала непосредственно с женихом, который категорически отрицал, что он планирует брать второй женой несовершеннолетнюю девушку, что он знает о запрете Рамзана Кадырова, что у него уже есть жена, с которой он живет очень много лет, которая соответствует его возрасту, у него уже есть дети, которые старше этой девочки, которую он хочет второй женой взять, и что никакой свадьбы он не планирует. Рамзан Кадыров по сути опроверг самого жениха, сказал, что свадьба будет, что все по согласию, и что это нормально для российского региона и для главы российского региона, если мы считаем Чечню все-таки частью России, что…
Дзядко: Несомненно, считаем.
Милашина: Официально. Мы исходим из той ситуации, что Чечня – часть России, а значит у нас получается очень странная ситуация: глава российского региона одобряет сожительство с несовершеннолетней руководителя местного отдела полиции. Это выглядит очень странно, это, по-моему, противоречит федеральным российским законам точно совершенно, это противоречит шариатским законам, потому что действительно многоженство развито в Чечне, но не соблюдается в первую очередь шариатский законы, которые позволяют иметь несколько жен.
И в этой ситуации, когда уже лично Кадыров вмешался и дал добро, помочь девушке, наверное, невозможно. Мне очень бы хотелось все-таки услышать ее мнение. И поскольку Рамзан Кадыров реагирует на федеральные сообщения о том, что происходит в Чечне, я очень надеюсь, что мы все-таки Хеду увидим до момента того, когда ее отдадут, даже не скажу «в жены», потому что это неофициальный брак, в сожительницы к 57-летнему руководителю отдела полиции Нажуду Гучигову.
Фото: Новая Газета