Российские спецслужбы убили лидера запрещенной террористической группировки «Имарат-Кавказ» Алисхаба Кебекова. О смерти наследника Доку Умарова сообщили и в Национальном Антитеррористическом комитете и на интернет-страницах сторонников вооруженного подполья Северного Кавказа. Петр Рузавин разбирался, как обстоят дела с террористическим подпольем сейчас и чем смерть Кебекова может помочь «Исламскому государству».
Спецоперация по блокировке дома в Буйнакском районе Дагестана, в поселке Герей Авлак, началась в воскресенье утром. Из соседних домов были эвакуированы люди, начались переговоры с несколькими засевшими внутри людьми.
Около 5 вечера из дома вывели несколько человек, в том числе и детей, и завязалась перестрелка. Были зафиксированы кадры оперативной съемки этой спецоперации Национального Антитеррористического комитета. На них видна перестрелка, а также последовавший взрыв в доме. Позже здание обрушилось. В нем были обнаружены тела двух человек. В Национальном Антитеррористическом комитете заявили, что один из них – Алисхаб Кебеков, наследник Доку Умарова, эту информацию подтвердили и интернет-ресурсы, сочувствующие вооруженному подполью Кавказа.
Кебеков возглавил террористическую группировку «Имарат-Кавказ» год назад, в марте 2014 года, через несколько месяцев после смерти Доку Умарова.
Помимо Кебекова в спецоперации были убиты еще двое террористов – главы местных бандформирований.
Алисхаб Кебеков был причастен к нескольким терактам. Например, его называли одним из организаторов предновогодних взрывов 2013 года в Волгограде – на вокзале и троллейбусе, 29 и 30 декабря соответственно. Тогда в обоих терактах погибли 34 человека, более 70 пострадали. Также террориста Кебекова считают причастным в нападении на Грозный 4 декабря прошлого года, когда боевики захватили школу и Дом печати.
Алисхаб Кебеков летом 2014 года предпринял, можно сказать, реформу запрещенного в России «Имарата-Кавказ» – через Youtube он выступил с обращением, в котором заявил о запрете на теракты против гражданского населения, а также на участие в самоподрывах женщин. Тогда же он публично присягнул «Аль-Каиде» и отказался подчиняться запрещенному в России «Исламскому государству». Месяц назад Кебеков попал в санкционный список Госдепа США как международный террорист. При этом надо понимать, что террористическое бандподполье Северного Кавказа неоднородно, и говорить, что Кебеков и «Имарат-Кавказ» управляли всеми боевиками региона — нельзя. Главный редактор издания «Кавказский узел» Григорий Шведов считает, что «Имарат-Кавказ» в террористическом подполье был менее радикальным крылом, которое соперничало с силами, выступающими на стороне запрещенного в России «Исламского государства», которое уже неоднократно заявляло о готовящихся нападениях в России, прежде всего, через Северный Кавказ и Среднюю Азию. И теперь, после убийства Кебекова, у ИГИЛа не осталось конкурентов на террористическом посе региона.
При этом журналист Орхан Джемаль, например, считает, что в какой то степени такая ситуация выгодна силовикам: террористическое подполье и борьба с ним ушла на второй план, а следовательно, как считает Джемаль, труднее реализуется карьерная лестница у сотрудников правоохранительных органов. При радикализации бандподполья, естественно, дела пойдут куда стремительней с точки зрения работы силовых структур.
Соперничество между запрещенными в России «Исламским государством» и «Имарат-Кавказ» происходит, прежде всего, за людские ресурсы.
Таким образом, ранее мифическая угроза «Исламского государства» для россиян, которая пока была скорее такой страшилкой из телевизора, чем-то непонятным и далеким, вполне вероятно, в скором будущем может приблизиться.