Китай проводит активные работы по искусственному увеличению территории рифа Мишиф в горячо оспариваемой акватории Южно-Китайского моря. Спутниковые снимки, свидетельствующие о проведении масштабных работ, публикует вашингтонский «Центр стратегических и международных исследований».
Риф представляет собой кольцеобразное возвышение над водой, в центре которого расположена крупная лагуна. На опубликованных американскими аналитиками снимках, датированных серединой марта, видны не менее десяти дноуглубительных судов. Они черпают песок с прибрежного дна у внутреннего контура рифа, чтобы использовать его для наращивания береговой линии. У входа в лагуну дежурит военный корабль-амфибия, на борту которого могут находиться от 500 до 800 солдат.
На прошлой неделе командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Гарри Гаррис заявил, что КНР «возводит Великую стену из песка» при помощи спецтехники.
Риф Мишиф входит в состав архипелага Спратли — группы мелких островов, атоллов и рифов, растянувшихся на площади в 425 тысяч квадратных километров на полпути между континентальным Вьетнамом и Филиппинами. Сам риф находится в 150 морских милях от крупного филиппинского острова Палаван и в 620 милях к юго-востоку от берегов материкового Китая.
Стратегически важное с военной точки зрения расположение архипелага привело к тому, что право контроля над ними оспаривают сразу пять государств — Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины и Бруней, а также Тайвань. При этом острова необитаемы, однако там расположены четыре аэропорта с временным персоналом.
Китай в этих островах интересуют две вещи: военное положение и потенциальное право на разработку шельфа. Этот район Южно-Китайского моря считается потенциально богатым залежами нефти и газа, поэтому все государства региона заинтересованы в распределении границ экономических зон в свою пользу. При этом на агрессивные методы в последние годы идет только Китай, заинтересованный также в возможности обезопасить свое южное побережье, поскольку именно с юго-востока начинались иностранные вторжения прошлых веков.
Власти КНР на протяжении последних двух десятилетий исходят из постулата о «китайской» исторической принадлежности как архипелага Спратли (китайское название Наньша), так и всего Южно-Китайского моря. Действия по закреплению островов власти страны начали на фоне усилившегося в 1980-х годах военного сотрудничества Филиппин и США.
В 1995 году вокруг рифа Мишиф (китайское название Мейцзицзяо) между Китаем и Филиппинами возник конфликт, который привел к фактическому занятию рифа китайской армией. Тогда китайцы возвели на рифе временные сооружения, утверждая, что это всего лишь укрытия для рыбаков. В последующие месяцы, несмотря на протесты филиппинцев и США, на территории рифа появились сначала бетонные казармы для солдат, потом вертолетная площадка, арсенал и военный причал.
Искусственное расширение подконтрольных территорий китайцы уже практиковали ранее на пяти островах и рифах. Так, риф Файери Кросс (Ёнсю) до прошлого года был полностью скрыт под водой. Буквально за несколько месяцев китайцам удалось создать узкий островок длиной три километра и шириной около трехсот метров, на котором могут быть размещены гавань для военных кораблей и взлетно-посадочная полоса.
В прошлом году филлипинская разведка обнаружила китайские сооружения и на Южном рифе Джонсона (Чигуа Чжао), также входящем в состав Спратли. Там китайцам удалось создать остров площадью около десяти гектаров и начать строительство нескольких сооружений. На рифе Куартерон (Хуаянь Чжао) китайцы обустроили военный аванпост с вертолетной площадкой и зенитными орудиями и ведут дальнейшие работы.
Помимо архипелага Спратли, Китай также ведет с соседями борьбу за острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао, контролируются Японией) и Парасельские острова (Сиша Цюньдао, оккупированы Китаем, оспариваются Вьетнамом). О своих претензиях на эти земли и прилегающую к ним акваторию китайские власти в последнее время также заявляют достаточно активно.
В 2013 году на Сенкаку произошли сразу нескольких инцидентов с приближениями китайских патрульных кораблей к постам японской береговой охраны. После этого правительство КНР объявило над карликовым архипелагом «зону воздушной обороны», потребовав от всех пролетающих в этом районе самолетов заблаговременно передавать в МИД страны полный план полета и обязав экипажи поддерживать постоянный контакт с китайскими диспетчерами. Японские авиаперевозчики подчиниться новой мере отказались, а США пошли на демонстративный жест, отправив в эту зону два стратегических бомбардировщика B-52 с базы на Гуаме. С тех пор ситуация в целом успокоилась, поскольку ни одна из сторон к полноценному вооруженному конфликту не готова.
Зато ожесточился территориальный диспут Китая с другим коммунистическим государством — Вьетнамом — по поводу Парасельских островов в Южно-Китайском море и принадлежности шельфовых залежей нефти. В мае 2014 года суда береговой охраны двух стран вступили в вооруженное столкновение у острова Чжунцзянь в 220 километрах от вьетнамских берегов. Китайские корабли патрулировали спорную акваторию для защиты нефтяной буровой платформы «Хайян Шию-981».
Во Вьетнаме попытка китайцев добывать нефть в непосредственной близости от берегов страны вызвала резкое неприятие, а морское столкновение привело к многотысячным акциям протеста и погромам на китайских и тайваньских фабриках. Несколько китайцев погибли, еще более 150 человек получили ранения, после чего властям КНР пришлось эвакуировать несколько сотен человек. Впоследствии Китай и Вьетнам пришли к договоренности об исключительно мирном решении вопроса о спорных территориях.