Верховный суд отказал в реабилитации создателя ГУЛага, председателя ОГПУ и наркомата НКВД СССР Генриха Ягоду, расстрелянного в 1938 году по обвинению в участии в «право-троцкистском блоке», сообщает «Интерфакс».
«Признать Ягоду Генриха Григорьевича, осужденного по приговору военной коллегии Верховного суда, не подлежащим реабилитации», — говорится в определении судебной коллегии ВС РФ. Агентство отмечает, что заседание проходило в закрытом режиме с участием военного прокурора.
Первый руководитель НКВД (до этого — возглавлял ОГПУ) Генрих Ягода был приговорен к расстрелу за «покрывательство» участников «право-троцскистского блока», которым якобы руководили Алексей Рыков и Николай Бухарин. На суде он признавал свою вину в государственной измене. В ответ на вопрос прокурора Андрея Вышинского «о чем вы сожалеете, шпион и преступник Ягода?» он ответил: «Очень сожалею… Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял».
Других осужденных по этому делу обвиняли в измене Родине, шпионаже, диверсии, терроре, вредительстве, подрыве военной мощи СССР, провокации военного нападения иностранных государств на СССР, а также в убийстве писателя Максима Горького и его сына. Всех, кроме Ягоды, реабилитировали к концу 1988 года.
Генрих Ягода был одним из руководителей ОГПУ с 1923 года, с 1927 года он фактически руководил ведомством. В 1933 году он получил орден Ленина за строительство Беломорканала, работы выполнялись силами заключенных.
В 1934 году он возглавил НКВД, тогда же ведомству были переподчинены все исправительно-трудовые лагеря. Ягода организовывал показательные судебные процессы якобы над убийцами Сергея Кирова. В 1936 году суд приговорил к расстрелу Льва Каменева и Григория Зиновьева. Пули, которыми были убиты эти советские деятели, позже нашли при обыске в квартире Ягоды.
В сентябре 1936 года Ягоду сняли с поста руководителя НКВД и назначили наркомом связи. Его преемником в ведомстве стал Николай Ежов (он руководил наркоматом в пик репрессий и был расстрелян в 1940 году). В январе 1937 года Ягоду уволили со всех постов и исключили из ВКП(б).
В феврале 1938 года начался Третий московский процесс, в ходе которого 18 человек приговорили к расстрелу, еще троим обвиняемым дали большие сроки заключения, но все равно казнили во время войны при эвакуации лагерей из-за приближения немецких войск. Ягоду расстреляли 15 марта 1938 года в здании НКВД на Лубянке (сейчас — одно из зданий центрального аппарата ФСБ).