Президент России Владимир Путин объяснил решение о присоединении Крыма к России тем, что «мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы, под каток националистов». Такое заявление Путин сделал в интервью для фильма «Путь на Родину», фрагмент которого показал телеканал «Россия-1» в понедельник, 9 марта.
«Это была ночь с 22 на 23 (февраля 2014 года — Дождь). Мы закончили около семи часов утра. И когда расставались, не скрою, я всем моим коллегам — их было четверо — сказал: "Ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России, потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы, под каток националистов"», — заявил Путин.
По словам российского президента, тогда же он поставил определенные задачи, но сразу же подчеркнул, что присоединять Крым к России будут только в случае абсолютной уверенности в том, что этого хотят люди, которые там живут.
Референдум о статусе региона прошел в Крыму и Севастополе 16 марта 2014 года, несмотря на противодействие украинских властей, объявивших его неконституционным. За вхождение Крыма в состав России в республике проголосовали 96,77% избирателей, в Севастополе — 95,6%.
Правительство Украины в апреле того же года приняло закон, согласно которому Крым и Севастополь были объявлены оккупированными Россией территориями.
Накануне, 8 марта, в эфире «России-1» был показан фрагмент фильма, в котором Путин рассказал, что в ночь на 23 февраля 2014 года проходило совещание с руководителями спецслужб и министерства обороны. На совещании Путин «поставил перед ними задачу спасти жизнь президента Украины» (Виктора Януковича), которого, по его мнению, «просто уничтожили бы».
Президент заверил, что российские спецслужбы готовы были «вынуть» Виктора Януковича «прямо из Донецка, по суше, по морю и с воздуха». Для спасения президента Украины силовики хотели использовать крупнокалиберные пулеметы, «чтобы долго не разговаривать», рассказал Путин.
В анонсе, показанном 9 марта, президент сообщил, что «наши службы радионаблюдения по сути начали вести его (Януковича) кортеж» и фиксировали его местонахождение каждый раз, когда он выходил на связь.