Журнал The New York Times Magazine опубликовал расследование Джошуа Яффы о российском военнослужащем Петре Хохлове, который в августе пропал в районе российско-украинской границы.
Как выяснил журналист, Хохлов, родившийся в Новокузнецке, рано остался без родителей и воспитывался в детском доме вместе со старшим братом. После срочной службы в армии он остался служить по контракту.
Девятнадцатого августа брату военнослужащего Сергею заявили, что Петр «дезертировал» и считается пропавшим без вести. Через некоторое время Служба безопасности Украины (СБУ) опубликовала на Youtube видеозапись допроса Хохлова. Военный подробно рассказал, как его подразделение переправляло сепаратистам военную технику, а также сообщил, что добровольно отправился воевать на стороне так называемой «Новороссии».
Неназванные российские офицеры предупредили Сергея Хохлова, чтобы он «никуда не ходил» и «ни у кого не просил помощи». Они пообещали, что сами «вытащат» его брата.
Спустя некоторое время, как рассказала девушка Петра Хохлова Анна Комолова, его командир заявил ей: «Мы не знаем, где он, но если он объявится, то ему же будет хуже». Офицер добавил, что молодому человеку может грозить до семи лет тюрьмы за дезертирство.
Осенью связь с командованием воинской части, где служил военный, прервалась. Родственники Хохлова писали письма министру обороны Сергею Шойгу и президенту Владимиру Путину, но ответа не получили.
Журналист утверждает, что напал на след Хохлова в Киеве. Со ссылкой на сотрудника СБУ и представителей «Новороссии» Яффа пишет, что 21 сентября российского военного и еще 22 человек освободили из украинского плена и передали сепаратистам. Это произошло в окрестностях Донецка, куда Яффа отправился в середине ноября. Журналист выяснил, что из Донецка Петр Хохлов и еще пять человек отправились в Луганск, а затем в Стаханов Луганской области. Именно там, в здании отделения милиции, где сейчас расположена казарма сепаратистов, Яффа и обнаружил Хохлова, который, как выяснилось, служит часовым в армии самопровозглашенной «Луганской народной республики».
В разговоре с журналистом Хохлов опроверг собственные слова из записи допроса в СБУ — о том, что армия РФ передавала оружие сепаратистам. По словам военного, его заставили сказать это украинские военные. О своих планах на будущее, как пишет Яффа, его собеседник говорил «расплывчато», однако попросил передать родственникам, что вернется на родину.
Журналист предполагает, что Хохлов мог пересечь украинскую границу «в поисках денег или приключений» либо ему и другим военным 9-й отдельной мотострелковой бригады «приказали войти на территорию Украины в ходе неофициальной миссии, которую никто никогда не признает».
«Комитет солдатских матерей» ранее составил список из 400 российских военных, раненых и убитых предположительно в Украине.
Запрос с просьбой предоставить информацию об обстоятельствах гибели 39 российских военных направил в министерство обороны РФ депутат Госдумы Дмитрий Гудков. В ведомстве отказались предоставлять запрошенные сведения, сославшись на закон «О персональных данных».
Москва настаивает, что из россиян в боях на востоке Украины участвуют только добровольцы. «Все люди, которые по зову сердца исполняли свой долг, либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в том числе на юго-востоке Украины, не являются наемниками. Потому что они за это денег не получают», — заявил президент Владимир Путин, отвечая на вопрос об участии военных из РФ в боях в Донбассе на большой пресс-конференции в декабре.