Этот кризис не на шутку испугал россиян. Люди готовятся к тяжелым временам: запасаются едой, роют бункеры, учатся самообороне. Смотрите, как россияне заботятся о безопасности в кризис в репортаже корреспондента ИД «Коммерсантъ» Григория Туманова.
Новый год – непростой год. Доллар за 50, евро близится к 70, нефть дешевеет. Есть от чего прийти в ужас. Эксперты предлагают не медлить с давно задуманными покупками, Центробанк – не поддаваться панике, а финансисты объясняют, как обезопасить сбережения. Советов по финансовой безопасности россияне слышат массу, а вот по физической – не так уж много. Копать бункер? Идти на рукопашный бой? Запастись патронами и гречкой?. Как гражданину обезопасить себя в кризис и что предлагает рынок самообороны перед лицом финансового кризиса?
Если кризис на пороге, то иди в погреб. Точнее в бункер. Для обеспеченной категории граждан, которой стоит думать не только за сохранность счетов, но и нажитого имущества, особенно актуально. Глава фирмы «Спецгеопроект» Данила Андреев уже много лет помогает зажиточным россиянам в буквальном смысле залечь на дно.
Бункер, понятно, удовольствие не из дешевых, но в последние неспокойные годы Андреев отмечает повышение интереса к своей продукции.
Кажется, что Москве и Подмосковью, где в частных домах живет большинство клиентов Данилы Андреева, уж точно не грозят наводнения, землетрясения и снежный буран. И уж точно до Рублевки не долетит случайный снаряд из украинской Горловки. Тем не менее, желание уйти под землю предприниматель паранойей не считает.
Центробанк в последнее время все чаще аннулирует банковские лицензии, а в кризис сотрудникам банков явно придется еще труднее. Сгоревшие сбережения, просроченные кредиты, разъяренные вкладчики – банковские клерки в кризис на переднем рубеже.
Амир Садур, основавший школу «Серафим», проводит частные тренировки по боевым искусствам, среди прочего, и для банковских топ-менеджеров. Все чаще ученики стали просить его разработать систему самообороны для их подчиненных. Садур говорит, что сам удивлен, насколько востребованными у белых воротничков оказались его уроки.
Теперь Садур, помимо стандартных приемов самообороны, учит банковских служащих азам боя с кассовым аппаратом и фехтованию офисным стулом. Говорит, что чувствовать себя ученики стали увереннее. Но главное правило Садура: «Не надо геройствовать».
Более очевидный выбор – восточные единоборства. Многие владельцы спортивных залов говорят, что интерес к рукопашному бою, кик-боксингу и карате в кризисы и тяжелые времена постоянно растет.
Суббота, утро. Метро Войковская, потом еще несколько остановок на автобусе до полузаброшенного стадиона «Наука». Не самый очевидный выбор для клерка после бурного конца рабочей недели, но зал Академии Муай-тай набит под завязку. Возможно дело в том, что в зале проходит семинар именитого зарубежного бойца, но тренер академии Сергей Агафонов говорит, что дело как раз в возрастающем на фоне падающего рубля интересе публики к единоборствам.
Агафонов говорит, что интерес к единобосртвамрастет и что нужно вообще идти заниматься всем, включая ножи и т.д., а в РФ – так вообще.
Президент бойцовской лиги Олег Куприянов подтверждает: в залы приходит все больше людей. Говорит, что с 1990-х пережил уже не один кризис и признается, что прыжки курсов валют только помогают держаться в тонусе.
Если вас не прельщает ни один из вышеописанных вариантов, то последний способ обезопасить себя в кризис – стать сверхчеловеком. Вадим Старов преподает бесконтактный бой уже много лет, говорит, что воспитывает в людях шестое чувство, основываясь на секретных методиках спецназа.
Старов говорит про концепцию «Маячки», шестое чувство, интуиция, сверхсилы – если не это, то что поможет русскому человеку спастись от нападения в темной подворотне, а там, быть может, и выгодно и вовремя рассчитать очередной скачок курса.
Но, говорит Старов, лучше всего просто не оказываться там, где тебя ждет опасность и неприятности. Это главное, чему он учит своих учеников. Может, пойди они на курсы к сенсею раньше, не оказались бы сейчас в предкризисной России.