Московские врачи вышли на митинг, выступив против ликвидации больниц и массовых сокращений сотрудников. На самой масштабной за последние годы акции протеста медицинских работников побывала корреспондент Дождя.
— Приходит мальчик ко мне и говорит, что зуб болит. Вырывать надо, а в районной стоматологии врачей нет. Пошли в частную, за пятнадцать тысяч зуб вырвали... Пишите, пожалуйста, жестко про это безобразие, — просит женщина, стоящая у подземного перехода рядом с Суворовской площадью, где собираются участники акции протеста «Остановить развал медицины Москвы!»
До начала акции — минут сорок. На площади собралось немногим более ста человек, рядом стоит несколько полицейских машин.
Собравшиеся разворачивают плакаты и общаются с журналистами. Прогуливающийся по площади пожилой мужчина протягивает всем белые карточки. «Внимание. Будете заметно здоровее (выделено жирным шрифтом), чем сейчас, на продуктах из ламинарии (морской капусты — Дождь)», — гласит надпись на них. Внизу адрес сайта, телефон и логин в скайпе. «Позаботьтесь о маме с папой, — бормочет мужчина, — Вы-то еще молодые».
На сцене включают песню Тимура Шаова «Аутотренинг». Некоторые знают ее наизусть и подпевают. «Что там — склоки, погода, инфляция? Мы — большая спокойная нация и на все по-большому кладем», — доносится из колонок.
У памятника Суворову выстроились молодые люди с плакатами. «Жить бедно — умереть молодым», — сообщает один из плакатов, запачканный красной краской, будто кровью. «Сокращая врачей — сокращаете жизнь», — написано на другом.
— Сам я не врач, но считаю, что все, что происходит в медицине, касается общества. Пациентов — даже больше. Поэтому сегодня я здесь, — говорит стоящий рядом активист.
К началу митинга только у памятника остается немного свободного пространства, но и оно вскоре заполняется активистами.
На площади собрались люди, которые вряд ли пошли бы вместе куда-то еще. Над толпой развеваются флаги «Партии прогресса», «Партии 5 декабря», «Яблока» и КПРФ. Женщина с ленточкой в цветах флага «Донецкой народной республики» на пальто стоит рядом с мужчиной в куртке с желто-голубым значком. Они держат в руках плакаты с требованием отставки заммэра Москвы Леонида Печатникова — и мирно беседуют (женщина жалуется на отсутствие ремонта и старую технику в районной стоматологической поликлинике).
Контрасты здесь на каждом шагу. С одной стороны памятника радостно приветствуют друг друга случайно встретившиеся коллеги-медики, с другой — врач с мрачным лицом рассказывает журналисту о детях с воспалением легких.
Рядом стоят двое молодых людей, на их куртках — значки с логотипом московской школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал», которая выступает против принудительного слияния с соседней гимназией. «Мы пришли сюда поддержать московских врачей, — объясняет один из них, — Проблемы-то у нас общие».
Заполненная людьми площадь похожа на бочку — вот-вот у нее лопнет обруч, она развалится на куски, а толпа разольется по ближайшим улицам.
На деревьях вокруг площади развешаны плакаты: Боткинская, Филатовская и другие больницы и поликлиники протестуют против развала медицины и требуют отставки Печатникова.
И в толпе, и со сцены говорят о разных больницах и поликлиниках, но всегда одно и то же: сократили, сокращают, сократят. Денег не хватает, а скоро не останется совсем. Врачи получают уведомления о сокращении, но приказа никто пока не видел.
Каждый раз, когда на сцене упоминают Печатникова, толпа кричит: «В отставку! Долой!» Самого чиновника, по словам одного из организаторов акции Анны Фроловой, тоже приглашали, пообещав обеспечить его безопасность. Но митинги — «занятие непродуктивное, особенно когда в одной спайке объединяются и левые, и правые, и коммунисты, и националисты», заявил Печатников «Российской газете».
Со сцены зачитывают резолюцию с требованиями об отставке руководства московского департамента здравоохранения и проведения общественного обсуждения состояния системы здравоохранения с участием врачей.
До конца митинга по плану еще больше часа, но мерзнущие митингующие — на улице чуть выше нуля — начинают расходиться, а выступающие благодарят их и прощаются. «Закончили раньше, потому что чувствовалась усталость людей, — объясняет один из организаторов Александр Аверюшкин, — Действительно тяжело такое слушать».
За несколькими оставшимися на площади активистами наблюдают полицейские с недовольными лицами. Им, наверное, тоже было тяжело.
***
В середине октября стало известно, что в ходе реформы здравоохранения в Москве ликвидируют несколько больниц, поликлиник, родильных домов и других медицинских учреждений. Из соответствующего документа следовало, что работы лишатся почти 7,5 тысячи сотрудников 28 медучреждений, в том числе 15 больниц.
Подлинность этого документа СМИ подтвердили источники, близкие к правительству Москвы и к одной из ликвидируемых больниц. Сокращения пройдут в два этапа: сначала больница станет филиалом другого медицинского учреждения, потом будет ликвидирована. Например, согласно этому документу, такая судьба ожидает больницу №59, которая должна присоединиться к Боткинской.
Позже, 16 октября, заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников заявил, что речь идет не о сокращениях, а о реструктуризации и повышении эффективности больниц и поликлиник. По его словам, этот документ — результаты исследования, которое заказал столичный департамент здравоохранения. «Мы не хотели это публиковать, потому что тихо плакали в наших кабинетах. Но раз уж это вылилось в публичное пространство, теперь будем плакать все вместе», — сказал Печатников.
Ликвидация медицинских учреждений и увольнения сотрудников, по его словам, связаны с необходимостью выполнить майские указы президента о повышении зарплат в сфере здравоохранения.
Саша Богино