Знакомьтесь, Undulatus Asperatus – первое новое облако за 60 лет. Этого события ждали долгих девять лет. Ждали специалисты и простые любители облаков. Не все знают, что помимо наблюдения за звёздами, птицами и самолётами, значительно количество людей на Земле наблюдает ещё и за облаками.
Аж в 1896‑м году впервые был опубликован Международный атлас облаков, которые – что опять же не все знают – подразделяются на 10 типов, 26 видов и 31 подвидов (перистые, кучевые, высоко‑кучевые, слоистые и прочие). Несмотря на то, что Атлас переиздаётся ежегодно – с 1951 года новых типов и видов облаков там не появлялось. Вплоть до сегодняшнего дня. Точнее, сегодня стало известно о том, что новое издание Атласа будет включать и новый тип облаков – упомянутый уже Undulatus Asperatus. Волнисто‑беспокойные облака. Или волнисто‑шероховатые. Или даже волнисто‑турбулентные – их по‑разному называют в русском переводе.
В 2005 году основатель Общества любителей облаков, писатель и документалист Гевин Претор‑Пинни, впервые попытался официально задокументировать новый вид облаков во Всемирной метеорологической ассоциации. Он описывает их следующим образом: как будто ты лежишь на дне океана и смотришь снизу на волны штормового моря. Красиво и – согласитесь – похоже. Пока Всемирная метеорологическая ассоциация не дала официального подтверждения – но, по данным американского издания Slate, всё именно так и будет.
Волнисто‑турбулентные облака получат признание специалистов. За последние годы о них были написаны диссертации, а 8 октября они наблюдались над Москвой, о чём сообщал популярный метеорологический ресурс Gismeteo, отмечавший, что физика их образования основана на разности скорости ветра между двумя слоями атмосферы. В прошлую среду над Москвой менялись воздушные потоки, и северные течения менялись на западные, что и дало вот такой эффект.
Прямо сейчас с нами на связи человек, который гораздо лучше меня разбирается в таких вещах – это Мария Киреева, метеоролог, кандидат наук и моя коллега, которую знают, любят и, уверена, отлично помнят зрители Дождя.