Все деньги россиян должны проходить через банки. Ассоциация региональных банков предложила Центробанку запретить работодателями выплачивать зарплату наличными и обязать переводить всем работникам зарплаты на банковские карты. В Центробанке заявили, что рассмотрят инициативу. В то же время представители ряда компаний выступили против этого предложения, обвинив банки в желании переложить расходы по дальнейшему развитию сети банкоматов на бизнес и потребителей. На связи со студией — Анатолий Аксаков, президент АСРОС, зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку.
Орлова: Не в первый раз предлагается та инициатива, давно уже хотят перевести все расчеты на банковские карты. Но в свете последней ситуации экономической и политической не хватает денег в бюджете. Может быть, таким образом банки хотят увеличить свою ликвидность, у них просто денег уже физически нет?
Аксаков: Эта идея, абсолютно правильно вы сказали, была в комплексе предложений по развитию безналичных платежей. Кто-то именно сейчас решил этот скелет вытащить из комплекса мер, которые предлагались реализовать, причем реализовать постепенно, в течение ряда лет по мере готовности нашей инфраструктуры. Я предполагаю, что на реализацию этих мер, в том числе, перевод на карточки заработных плат, необходимо около пяти лет.
Никто не говорит о том, что это надо сделать завтра, послезавтра. Сначала надо подготовить инфраструктуру, провести работу по повышению финансовой грамотности. И когда страна будет готова к обязательному переводу заработных плат на карточные счета, то, я думаю, что тогда мы это и сделаем. Ну и самое главное, что поэтапно это уже делают, 40% предприятий уже перевели заработную плату на карточки. Ну а бюджетных работников можно было бы и обязать, начиная, прежде всего, с федеральных.
Орлова: А что сейчас есть бюджетные работники, которые получают зарплату не на карточки? Вообще каков процент людей, которые получают зарплату наличными?
Аксаков: 30-40%. Поэтому, когда будет запущена национальная система платежных карт, а это, по плану Центрального банка, примерно через полтора года, вот тогда можно будет промежуточное первое решение принимать, обязывая именно бюджетную сферу, прежде всего, федеральную к тому, чтобы заработные платы переводились на карточки. Хотя многие уже это сделали.
Орлова: Если эта инициатива будет реализована на 100%, она поможет банкам справиться с текущим кризисом экономическим?
Аксаков: Эта инициатива появилась намного раньше, чем ситуация, которую мы сегодня имеем. Поэтому связывать два этих вопроса я бы не стал. Она поможет снизить затраты государства на производство наличных денег. Мы тратим сотни миллиардов рублей на производство наличных денег, на транспортировку наличных денег, на то, чтобы утилизировать ветхие купюры. Это огромные расходы, которые мы несем, которые необходимо снижать, в том числе, развивать безналичные платежи.
Во-вторых, деньги, которые находятся на счетах в банках, это ресурсная база, действительно, она могла бы позволить активнее кредитовать население и предприятия, в том числе, и малый бизнес. В этом плане выигрывает бизнес реально. Я думаю, что это все должны поддерживать.
Орлова: Вы сказали, что государство сейчас развивает национальную платежную систему. В свете ухудшившихся отношений России с Западом, санкции каждый день вводятся. Если допустить ситуацию, при которой Visa и MasterCard могут покинуть российский рынок, хватит ли ресурсов национальной платежной системы для того, чтобы обеспечить потребность всей страны в том, чтобы получать деньги, зарплаты на карты?
Аксаков: Санкции не каждый день вводятся, а периодически озвучиваются Западом. Конечно, хватит, поскольку Центральный банк является бенефициаром этой программы, то хватит денег для того, чтобы создать операционно-клиринговый центр в стране, соответственно, все транзакции будут обрабатываться внутри страны, если платеж осуществляется в рамках правового пространства. Ну и хватит денег для того, чтобы выпустить, кстати, самую современную платежную карту, которая будет отвечать самым передовым требованиям и по безопасности, и по качеству, и по комфорту. Над этим сейчас работают.
Я думаю, что мы успешно справимся со всеми проблемами, о которых говорится. Но в то же время я надеюсь и даже в значительной мере уверен на 99,9%, что и Visa, и MasterCard продолжат работать у нас в стране. Все последние решения Запада не касались платежных карт, они поняли, что на самом деле бьют по себе, по своим компаниям, которые терпят ущерб, в том числе финансовый. Эту тему больше не затрагивают в своих санкционных решениях. Я уверен, что международные системы будут продолжать работать, и правильно будут делать. Чем больше компаний работает, тем больше конкуренция, от этого выиграет, прежде всего, клиент.
Орлова: Могли бы вы как-то ответить на критику, которая уже прозвучала со стороны бизнеса, то есть работодателей? Они обвинили банки в желании переложить расходы по дальнейшему развитию сети банкоматов на бизнес и потребителей.
Аксаков: Они обвинили ту подачу информации, которая где-то там прозвучала и была написана, не вникнув в ситуацию, не вникнув в предложение. Здесь нет желания все это дело быстро реализовывать. Речь идет о постепенном переходе на безналичные платежи, от которого выиграет, в том числе бизнес. Кстати, бизнес активно переходит на безналичные платежи. Поэтому все те обвинения опираются на какой-то вброс информации, который не совсем соответствует тому, что собираются делать.
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости