Прямой эфир

ЗЫГАРЬ. Даже мышам хочется маленькой победоносной войны

Зыгарь
24 426
14:24, 18.07.2014

Один главный миф последнего 20-летия — Валерия Новодворская. Либеральный оппозиционер, соболезнования по поводу смерти которого высказал Владимир Путин. 

ЗЫГАРЬ. Даже мышам хочется маленькой победоносной войны

Один главный миф последнего 20-летия — Валерия Новодворская. Либеральный оппозиционер, соболезнования по поводу смерти которого высказал Владимир Путин.

Он ничего не говорил по поводу смерти Вацлава Гавела или Нельсона Манделы. А сейчас заговорил. Может быть, потому что Валерия Новодворская самый удобный оппозиционер для Владимира Путина. Человек, известный многомиллионной телеаудитории благодаря многочисленным пародиям, благодаря слову «коммуняки» в исполнении Максима Галкина. Никто ничего не знал про настоящую Валерию Новодворскую – все знали мифическую. Я думаю, что со временем этот миф забудется и вместо него возникнет другой – о Валерии Новодворской как несгибаемой русской Жанне Д'Aрк.

Внедрение мифов стало едва ли не важнейшей задачей российского федерального телевидения. Неделю назад, когда Первый канал выдал в эфир фантастический хоррор, в виде интервью с беженкой из Славянска Галиной Пышняк, я начал звонить коллегам с Первого канала. С одним единственным вопросом. А вы сами-то верите в это? И знаете что они говорили. «Мы несколько раз проверили, беженка настоящая». Ну и что – она ведь лжет. То, о чем она говорит, очевидная неправда, – спрашивал я. «По крайней мере, закон мы не нарушили». «А этические нормы. Как быть с ответственностью, которую вы понесете за всех погибших, которые возьмутся за оружие, пойдут воевать, поверив вашему репортажу?» «Этот репортаж принес начальник, – говорили они. Если бы у нас было доказательство, что это неправда, мы бы это не дали в эфир. Но доказательств, что Галина Пышняк врет, у нас нет».

Это очень любопытный подход к журналистике. Наверное он называется презумпция правды. Мы верим всему, что нам говорят, до тех пор, пока мы не получим доказательств, что это неправда. Больше не нужны два подтверждения из независимых источников, о которых пишут учебники. Право на создание мифа – важнейшее право пропагандиста. Как создаются мифы, почему люди верят им охотнее, чем правде, и к чему это приводит – об этом сегодняшняя программа.