Прямой эфир

«Вообще, пропажей картины должна заниматься полиция, а не Следственный комитет». Адвокат Навального об обыске в четыре утра

Здесь и сейчас
6 594
14:27, 20.06.2014

Сегодня к Алексею Навальному пришли с обысками в 04:00. Причина — дело семилетней давности, которое касается «Союза правых сил». Подозревают, что оппозиционер присвоил 100 тысяч рублей вместо того, чтобы организовать рекламную предвыборную кампанию для СПС в 2007 году. При этом бывшее руководство партии утверждает, что хищений не было и что претензий к Алексею Навальному они не имеют, а избирком в том же 2007 году никаких нарушений в расходовании средств не фиксировал.

«Вообще, пропажей картины должна заниматься полиция, а не Следственный комитет». Адвокат Навального об обыске в четыре утра

Дело «Кировлеса» во второй раз возбудили в мае 2012 года. А через полгода Алексею Навальному предъявили еще два обвинения в мошенничестве — по делу «Ив Роше». Второе — по делу «Союза правых сил». С проверкой по СПС и пришли к оппозиционеру в 4 утра.

Дело завели появилось после того, как председатель заксобрания Кировской области Алексей Ивонин попросил правоохранительные органы проверить: правда ли, что в 2007 году Алексей Навальный через свою фирму вместе с Никитой Белых, который тогда был лидером «Союза правых сил», присвоили 108 миллионов рублей вместо того, чтобы потратить их на предвыборную кампанию. 

Во время проверки Никита Белых сообщил кировским полицейским, что чистоту финансовой деятельности партий контролировал Центризбирком, особенно тщательно — перед выборами, и никаких нарушений выявлено не было. Алексей Навальный тогда же пояснил, что деньги были получены и что по договору его фирма получила пятипроцентную комиссию. Jб этих комиссионных широкой общественности стало известно после того, как была взломана и выложена в интернет переписка Навального и Белых по электронной почте за 2010 год, где юрист напоминал губернатору о невыплаченной сумме.

Несмотря на то, что ни у СПС, ни у Избиркома никаких претензий к Навальному нет, Следственный комитет подозревает, что компания Алексея Навального «Аллект» своих обязательств перед партией не выполнила, а деньги перевела на счета фирм-однодневок.

В 2013 году в рамках этого дела были допрошены в прошлом входившие в состав руководства «Союза правых сил» Борис Немцов, Леонид Гозман, а также бывший член президиума политсовета партии Мария Гайдар. После допроса Гозман сказал, что не имел никакого отношения к контракту с компанией Навального, и заметил, что ни от кого из СПС «не слышал никаких претензий к Навальному по поводу сотрудничества с ним». То же самое тогда сказала и побывавшая на допросе в СКР Гайдар.

Также в феврале 2013 года прошли обыски у Владимира Ашуркова, соратника Навального. А через год оппозиционер пришел в следственный комитет по делу «Ив Роше», но был допрошен по делу СПС. 

К Навальному нагрянули с обыском в 4 утра. Были изъят военный билет, три листочка со старыми платежными документами, а также картина. Сейчас Навальный находится под домашним арестом из-за нарушения условий подписки о невыезде по делу «Ив Роше». Также политик находится на испытательном сроке в связи с условным наказанием по делу о хищениях у «Кировлеса». 

11 июня в рамках другого уголовного дела против соратников  Навального, которых подозревают в мошенничестве при финансировании избирательной кампании на выборах мэра Москвы, под домашний арест был отправлен Константин Янкаускас, работавший в штабе Навального муниципальный депутат района Зюзино, а со сторонника оппозиционера Николая Ляскина ранее взяли подписку о невыезде. Третьего фигуранта дела, Владимира Ашуркова, в СК планируют объявить в розыск, так как он находится за пределами России. У всех троих ранее также прошли обыски.

Лобков: Вадим, какова была причина сегодняшнего визита утреннего к Алексею Навальному следователей? Что там делало ФСБ? И какова роль этой загадочной картины «Хороший человек, плохой человек»?

Кобзев: Формальной причиной, документально подтвержденной, является «дело СПС», предварительное расследование по которому сопровождают как раз сотрудники ФСБ. И в рамках этого дела было получено в Басманном суде разрешение на проведение обыска. Соответственно, сегодняшний обыск формально проводился в целях отыскания и изъятия документов и предметов, которые имеют отношение к хищению денежных средств партии СПС. Однако, судя по ходу обыску и его результатам, следователи и оперативники ФСЮ пришли в квартиру Навального исключительно для того, чтобы изъять эту картину или даже не картину, это некий листок бумаги.

Лобков: Такой демотиватор на картонке.

Кобзев: Да, вот он был изъят. После его обнаружения и изъятия следственно-оперативная группа удалилась.

Лобков: После этого в источниках, близких к Следственному комитету, я имею в виду сайт LifeNews, тут же появилось заявление автора картины Сергея Сотова о том, что некоторое время назад его картину похитили. Как я понимаю, если даже кто-то и похитил его картину, а потом продал на открытом рынке, конечный покупатель, а это был Георгий Албуров, который эту картину подарил Навальному, он не может считаться виноватым, потому что он не знал о провенансе этой картины. Правильно ли я понимаю?

Кобзев: Во-первых, мне неизвестны все подробности про Георгия Албурова, где он ее взял, если это был вообще он, и как она у Навального очутилась. Мне известно, что эта картина была подарена сторонниками на его день рождения. Насколько я понимаю из СМИ, эти картины или демотиваторы на картонке в городе Владимире находятся во всеобщем доступе, они где-то там висят на какой-то стене, в одном месте. Эта стена не является каким-то помещением, это никакая не выставка, их кто не охраняет. Таким образом, художник ими распорядился, повесив их на эту стену, оставив их там.

Даже если речь идет о краже этой картины, я не совсем понимаю, как можно украсть у человека то, чего у него нет, то, что он, по сути, выбросил. Это во-первых. Во-вторых, у нас первая часть статьи «Кража» начинается при ущербе от тысячи рублей и более. Демотиватор, наклеенный на картонную поверхность, не знаю, стоит ли он тысячи рублей, больше тысячи рублей или меньше, и как считать то, сколько он стоит.

Лобков: Как вы считаете, в 4 утра искать картину, которая явно не представляет большой художественной ценности, для чего это делается?

Кобзев: В этом и заключается политическая подоплека всех этих действий. Если бы расследовались или проверялась пропажи картины в городе Владимире, этим занимались ли бы сотрудники полиции. В данном случае, даже если этот художник написал заявление, я не знаю, писал ли он его или нет, но если он его написал, то оно почему-то находится в Следственном комитете РФ, как раз там на Техническом переулке, откуда недавно у нас прыгнул генерал. Это заявление почему-то проверяется следователями главного следственного управления в сопровождении сотрудников ФСБ. Тут есть, наверное, какая-то подоплека, нам пока непонятная, которая прояснится позднее.

Лобков: То есть художественная ценность ясна. А какую процессуальную ценность она будет иметь, как вы думаете? Как вы думаете, этим будут пользоваться сейчас? Сейчас уже столько уголовных дел у Навального, который находится в состоянии возобновления и прекращения, в зависимости от политической ситуации, нужно ли еще множить сущности, как говорится.

Кобзев: Во-первых, это Следственному комитету решать. Я думаю, что всего этого уже достаточно для преследования Навального, если какие-то границы. Но Следственный комитет ведь никогда не ограничивался каким-то числом уголовных дел или проверок. Насколько я понимаю, все последние годы, чем больше дел и проверок, тем для Следственного комитета лучше. Поэтому, Павел, если вы сейчас напишите, что у вас что-то украл Навальный либо его сторонник, то они обязательно вашу информацию проверят, ваше заявление не будут посылать в районное УВД и в сопровождении будут сотрудники ФСБ.