Генные карты. Таргетное лечение. Вы еще не знаете, что медицина будущего наступила уже сегодня?
В России полмиллиона человек ежегодно узнают о том, что больны раком. Триста тысяч человек умирают от рака и еще около трех миллионов человек живут с этим диагнозом. Три миллиона человек — это два процента населения страны. При этом каждый год количество онкобольных увеличивается примерно на два процента. Этот показатель растет во всем мире.
Однако благодаря современным технологиям диагностики и лечения, смертность снижается. В России же смертность онкологических больных одна из самых больших в мире. И она от года к году не уменьшается. Тем не менее, даже в России появляются все самые популярные научные методы лечения рака.
Так обычно устроено в российской онкологии, что все решает хирург. Многие отечественные хирурги онкологи считают, что всегда в любой непонятной ситуации лучше резать. Иногда это действительно так, а иногда нет.
Впервые химиотерапию рака начали применять еще в середине XIX века. Первые такие препараты были по сути антивитаминами. Если витамины нужны для того, чтобы клетка нормально роста и делилась, то антивитамины могут нарушать работу клетки и приводить её к гибели.
Беда в том, что такие традиционные химиопрепараты действуют не только на больные, но и на здоровые клетки. Поэтому пациенты часто плохо переносят химиотерапию: лысеют и болеют. К сожалению, отказаться от традиционной химии врачи пока не могут.
Но есть и хорошие новости. С начала XXI века в клинике используют все больше новых препаратов, которые работают по принципу иммунитета. Это искусственно созданные антитела, которые избирательно уничтожают раковые клетки, не воздействуя на здоровые.
Коварство рака состоит в том, что клетки как будто незаметные, гладкие и иммунные клетки нашего иммунитета никак не могут зацепиться за поверхность раковой клетки, чтобы уничтожить её. На самом же деле, они не гладкие и на поверхности клетки есть специальные белки, которые просто никак не соединяются с клетками иммунитета.
Ученые создали искусственные антитела, которые распознают эти белки на поверхности клеток и соединяются с ними таким образом, чтобы привлечь внимание, наконец, клеток иммунитета. Те клетки подходят и тогда уже уничтожают раковую клетку.
Важно то, что так работают только раковые клетки, а здоровые клетки с помощью этих антител никаким образом не повреждаются. Таким сложным образом работает препарат трастузумаб, который работает для лечения рака молочной железы. Это лечение называется таргетным. Препарат бьёт в точно определенные мишени, не трогая здоровые клетки. Такие биологические лекарства гораздо легче переносятся. Но и это еще не все.
Постепенно ученые разбираются с тем, как отдельные гены связаны с раком и его чувствительностью к разным таргетным лекарствам. Ведь если мы точно знаем какой ген за что отвечает, мы сможем точнее подобрать препарат, который будет бить именно по нужной мишени. Так подбираются не только биологические лекарства вроде трастузумаба, но и классические химиопрепараты с помощью генетической карты можно назначить гораздо точнее.
То, что вчера ещё делали только в научных лабораториях, сегодня становится реальностью. В больницах, причем не только в США, Израиле или Европе, но также в Российских больницах.