Прямой эфир

«Откуда взяли цифру в 143 или даже 600 тысяч беженцев?» Анатолий Вишневский о планах переселить украинских беженцев на Дальний Восток

Здесь и сейчас
11 222
21:37, 03.03.2014

«Жители Украины могут выступить кадровым резервом для Дальнего Востока России», – заявил журналистам министр развития Дальнего Востока Александр Галушка. По его словам, Дальний Восток должен развиваться опережающими темпами при масштабном привлечении инвестиций, однако нехватка трудовых ресурсов является одним из сдерживающих факторов.

«Откуда взяли цифру в 143 или даже 600 тысяч беженцев?» Анатолий Вишневский о планах переселить украинских беженцев на Дальний Восток

Вот тут, по мнению Галушки, и могли бы пригодиться украинцы. Ведь «очевидный плюс привлечения жителей Украины состоит в том, что на Дальнем Востоке появятся люди без языкового, ментального и культурного барьеров», — так, по крайней мере, считает Галушка.

Обсудили такую миграцию с нашим гостем в прямом эфире – с нами в студии был директор института демографии Высшей Школы Экономики Анатолий  Вишневский.

Арно: Такое искусственное переселение народов в 21 веке — эффективная, человеческая, осуществимая мера?

Вишневский: Украинцы вообще принимали довольно активное участие в освоении Сибири и Дальнего Востока. Они были частью массовых переселений, и там сейчас много потомков украинцев, людей, кто еще числит себя украинцами, кто уже русскими. Тогда это были крестьянские переселения.

Лобков: Вы имеете в виду столыпинские времена?

Вишневский: И раньше. Были крестьянские переселения, когда заселялся северный Казахстан, Сибирь и Дальний Восток. И в говоре дальневосточном часто чувствуется южнорусская мягкость. Тогда это было понятно. А сейчас я не очень понимаю. Это не значит, что сейчас вообще кто-то туда поедет из Украины.

Лобков: Для чего делаются такие заявления? Понятно, что на Дальнем Востоке критически низкая плотность населения.

Вишневский: Министры делают заявления независимо от этого. Они делали заявления, что мы сейчас увеличим население Дальнего Востока на миллион человек, хотя непонятно, за счет каких ресурсов. Подвернулся этот момент. Я думаю, что никаких оснований для этого нет и никто туда просто не поедет. Я сам родился и долго жил на Украине, потом я уехал в Москву, а вот представить, чтобы я поехал на Дальний Восток, мне трудно.

Лобков: Есть деньги, и многие в Совете Федерации, в том числе Валентина Матвиенко говорила, что она будет ходатайствовать, чтобы в бюджете экстренно выбить статью на переселение так называемых беженцев – 143 тысячи, и даже называлась цифра 600 тысяч.

Вишневский: Это вызывает у меня сомнения. Я уважаю Матвиенко, но эти цифры вызывают у меня сомнения. Я довольно хорошо знаю ситуацию на Украине, я не так давно там был. Никаких антирусских настроений я там не видел. Я не понимаю, откуда там могут взяться беженцы. Пересекли границу, может быть, потому что есть постоянное движение между Россией и Украиной. Такую цифру наскрести, может быть, и можно, если пересечение границы считать беженством. Но 600 тысяч – это уже гуманитарная катастрофа. Ничего подобного там нет.