Минфин России до конца дня подготовит предложения по предоставлению финансовой помощи Крыму, заявил глава ведомства Антон Силуанов.
Его словам приводятся на сайте РИА «Новостей». Тем временем, на фоне информации о возможном вводе российских войск в Украину фондовые рынки открылись сегодня обвальным падением. Тему продолжит моя коллега Ульяна Малашенко.
Малашенко: По информации главы российского Минфина, дефицит бюджета Крыма сейчас составляет 10 миллиардов гривен, то есть около 35 миллиардов рублей. Под угрозой уже выплаты бюджетникам.
28 февраля премьер‑министр Крыма Сергей Аксенов заявил, что правительство автономной республики уже договорилось с Москвой о кредите. Тогда Аксенов утверждал, что деньги предоставят буквально «в одночасье». Однако до сих пор не ясно, сколько денег даст Россия и даст ли вообще. Известно лишь, что пока Минфин проводит консультации по этому вопросу.
Крым может обойтись России куда дороже, чем это может показаться. На фоне информации о возможном вводе войск в Украину на биржах резко упали бумаги российских компаний. Потери рынка уже сравнивают со стоимостью сочинской Олимпиады. Они уже достигли двух триллионов рублей, подсчитали эксперты. На Московской бирже «Мечел» потерял рекордные 26 процентов, и торги по этим бумагам приостановили. Акции «Распадской» — минус 18 процентов, «Уралкалий» – почти минус 14 процентов, ВТБ – минус 11,5 процентов, «Лукойл» – 8 процентов, «Газпром» – минус 13 процентов.
Такая же картина на Лондонской бирже. Американские депозитарные расписки «Сбербанка» подешевели на 18 процентов, бумаги «Роснефти» на девять процентов. На премаркете в США бумаги «Мечела» рухнули на 34 процента. Курсы валют обновили исторические максимумы: 50 рублей 15 копеек за евро, 36 рублей 37 копеек за доллар – официальные курсы валют, установленные Банком России на завтра. Но сегодня на торгах курсы поднимались заметно выше. За единую европейскую валюту давали 50 рублей 82 копейки, за доллар – 37 рублей.
Между тем, в московских обменниках дефицит валюты, даже по завышенному курсу. Накануне пользователи соцсетей жаловались, что некоторые банки продавали доллар по 40 рублей, а евро – по 55. Объяснить нынешний обвал фондового рынка и падение рубля ситуацией в Украине куда проще, чем признать, что российская экономика уже давно находится в состоянии кризиса, говорит партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy: Сложилось такое впечатление, что вся эта истерия, которая разбухла вокруг украинской проблемы – это дымовая завеса. Мы видим, что экономика России в тяжелейшем состоянии и майские указы президента были с самого начала невыполнимы и экономика стагнирует. Для того, чтобы прикрыть явные экономические провалы необходимо сделать что – придумать внешнего врага и раздуть патриотическую истерию.
Вряд ли падение акций российских компаний и рубля будет затяжным, считает член совета директоров «Банка корпоративного финансирования» Максим Осадчий. Нынешнюю ситуацию он сравнивает с тем, что происходило во время конфликта в Южной Осетии.
Максим Осадчий, глава аналитического управления банка БКФ: Я бы рекомендовал вспомнить события лета 2008 года, вспомнить ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии. Там сценарий был приблизительно такой же, приблизительно такое же было поведение рубля, приблизительно такое же было поведение индексов, ну и чем закончилось. Мы сейчас об этом и не вспоминаем на фоне последовавшего кризиса.
Украинский конфликт ускорил все те процессы, которые происходили в российской экономике, а потому маловероятно, что все вернется к состоянию, которое предшествовало решению Совета Федерации о вводе войск в Крым, говорит директор института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа «ФБК»: Какой-то отскок, наверное, будет. Все зависит от того, перейдет ли эта ситуация хотя бы в стадию каких-то политических переговоров. Полностью такие падения отыграны не будут. Есть фундаментальные причины происходящего – это макроэкономическая слабость. Была бы Украина, то беспрецедентное обострение отношений, которое у нас происходит, не было бы его – все равно рынки бы постепенно снижались, потому что экономика у нас фактически перешла от стадии стагнации в рецессию. Украина только катализатором выступает.