Виктор Янукович просит срочно исправить закон и усилить гарантии безопасности для судей. Так он отреагировал на убийство 34‑летнего судьи в городе Кременчуг. Незадолго до смерти судья Александра Лободенко вынес решение об аресте участников протестного движения.
«Радикально настроенных», как говорят в прокуратуре.
Картина происшествия неясная. Накануне судья Лободенко возвращался домой, к нему подошли двое мужчин, и один из них дважды выстрелил. При этом его не ограбили, так что приоритетная версия – профессиональная деятельность. Какие версии обсуждают сегодня на Украине, спросим Тараса Клочко, журналист телеканала «Еспресо.TV».
Казнин: Какие версии обсуждаются в Киеве, на Украине.
Клочко: Что касается версии, то сегодня дело озвучено представителями власти, генеральным прокурором. Единственная версия не озвучивалась непосредственно, как версия, но недвусмысленно дали понять общественности, что судья убитой занимался делом участников Евромайдана и, соответственно, намек понятен: что, скорее всего, его убили в связи с этим делом. Во всяком случае, такое впечатление складывается после заявления прокурора.
Макеева: Я тоже вижу заявление представителей МВД, что погибший судья недавно избирал меру пресечения нескольким участникам протестных акций, они принимали участия в захвате здания городского совета в январе. Почему это все в Кременчуге происходит, или просто эти люди жили там? Как это связанно? Не Кременчуг же центр протеста?
Клочко: Да, безусловно. Но на самом деле протесты проходят в очень большом количестве городов. Протесты в Киеве – это раз, во всей западной Украине: во Львове, Ивано-Франковске. Очень серьезное противостояние было в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, и в других городах проходили акции. И милиция, и «Беркут» достаточно жестко в некоторых случаях разогнали митингующих. Пострадало очень много людей, в том числе и журналистов. Почему в Украине у многих эта версия привязки Евромайдана к убийству судьи вызывает, мягко говоря, сомнения? Как минимум, в большинстве крупных городов Украины, наверное, сейчас нет судей, которые бы не занимались делами активистов Евромайдана. То есть буквально пачками людей арестовывают, задерживают, избирают им меру пресечения в виде домашнего ареста, в виде содержания под стражей. И, наверное, можно ткнуть пальцем в любого судью и, возможно, окажется, что буквально недавно он занимался подобными делами. Поэтому насколько подобная версия заслуживает столь пристального внимания, это, во всяком случае, большой вопрос. И тут еще такой момент. Надо учитывать, что в последнее время, пока происходят протесты в Киеве, министерство внутренних дел Украины во главе с сейчас уже исполняющим обязанностями министра Виталием Захарченко, регулярно продуцирует определенные информационные сбросы, которые можно расценивать как некую информационную политику с целью дискредитации протестного движения. Во-первых, любое преступление, которое происходит сейчас в Киеве, пытаются тем или иным способом привязать к Евромайдану. В одном из районов неделю назад или даже больше был убит милиционер, тут же появилась версия, что это мстят ему представители Евромайдана. Точно так же происходит с любыми правонарушениями, которые происходят в центре Киева. Из всех сообщений МВД следует, что здесь как-то замешаны участники протестного движения, в том числе сбрасываются в информационное пространство сообщения о том, что кого-то изнасиловали на Майдане, кого-то побили, кого-то ограбили. Буквально вчера был суд с избранием меры пресечения четырем активистам-афганцам, участникам Майдана. По версии Майдана, они задержали человека, одного из участников протеста, который воровал деньги у других участников протеста. Попытались его выдворить из Киева, купили ему билет на поезд и отправить его домой, но он уезжать не захотел, обратился в милицию, сказал, что у него вымогают деньги. Этим людям четверым вчера избрали меры пресечения в виде домашнего ареста. При этом перед судом собралось достаточно большое количество участников самообороны Майдана, это было достаточно громкое событие.