Французские железные дороги ответят за депортацию евреев. Американские законодатели пытаются помешать компании SNCF – это как российские РЖД, стопроцентный монополист – участвовать в конкурсе на строительство ветки в Мериленде.
SNCF – один из мировых лидеров в своей области. В чем же дело – выясняла Наталья Геворкян.
Геворкян: Это сюжет о том, как история нас догоняет и самым неожиданным образом вмешивается в современность. Речь пойдет о SNCF – это национальная государственная компания Франции, которая была создана в 1938 году путем национализации и слияния пяти основных железнодорожных перевозчиков Франции. Действует на рынке с тех пор, и сейчас является одним из крупнейших игроков на этом рынке, серьезным конкурентом для всех остальных. Каждый из вас, кто ездил по Европе на этих скоростных поездах, особенно во Франции, на них флаг SNCF. История же такая.
В штате Мэриленд прокладывают небольшой участок дороги между двумя округами. Это публичный проект, на который объявлен публичный тендер. В этом тендере участвует некоторое количество компаний, в том числе компания Keolis. Как выяснилось, ее основным акционером является французская компания SNCF. В связи с этим законодатели Мэриленд внесли проект закона, который не позволит SNCF участвовать в этом тендере. Вполне возможно, этот проект закона может быть применен еще шире. И это связанно с тем, что SNCF не выплатил компенсацию жертвам Холокоста. Причина в прошлом компании SNCF. Поскольку она была создана в 1938 году, то, соответственно, она действовала и при нацистской оккупации Франции. И с 1942 по 1944 год компания SNCF вывезла из Франции в Германию и дальше в лагеря смерти 74 тысячи евреев. Вывозили не только евреев, были и пленные, в том числе и американские пленные, американские пилоты. SNCF старалась эту тему обходить молчанием, она никогда не каялась публично, ничего этого не было. Этого не было до того момента, как в 2010 году компания не заявилась на тендере на скоростную дорогу во Флориде, в Америке. И вот тогда возникли проблемы. Она была снята с тендера по той же причине. Тогда впервые директор компании Гийом Пепи встретился с еврейской общиной во Флориде и выразил сожаление по поводу того, что компания так поучаствовала в истории с Холокостом. Но никакого разговора о возможных компенсациях он не вел, и все эти разговоры всегда пресекались. На сайте компании на английском языке было опубликовано извинение компании в связи с ее действиями в годы войны, и они процитировали слова Ширака из его речи 1995 года. Ширак тогда сказал: «Эти темные пятна навсегда останутся в нашей истории. Да, преступления оккупантов осуществлялись и совершались, в том числе руками французов и французским государством». Но разговоров о компенсации не было. Надо сказать, что французское государство попыталось тогда и сейчас пытается защитить SNCF. Они, естественно, говорят, что компания была вынуждена сотрудничать, что она подчинялась приказам правительства Виши и режиму Виши, что она за это не несет никакой ответственности. И американские и европейские еврейские организации считают, что SNCF каждый раз говорит какие-то извинительные фразы только в том случае, если ей грозит отказ от участия в тендере. В заключения я хочу сказать, что если Мэриленд примет проект закона, предложенный законодателями, то практически возможность участия SNCF в крупных публичных проектах по ту сторону Атлантики, в Америке, будет перекрыто. В буквальном смысле слова «до того момента, пока SNCF не заплатит по своим старым грехам».