Оппозиция еще раз прошла по бульварам — в поддержку «узников Болотной», Майдана и свободного телевидения. В последний раз перед приговором.
Фото: Маргарита Журавлева
К 14:00, когда начался сбор участников шествия, за рамками металлоискателей на перекрытой проезжей части Страстного бульвара в окружении журналистов и полицейских мерзли несколько десятков активистов.
Пожилой мужчина выяснял у майора полиции, почему нельзя взять с собой термос с чаем. Его ровесница ругалась с соратниками, сделавшими ей замечание за грубость в адрес полиции. Молодые люди в капюшонах из колонны анархистов натягивали на лица шарфы, несмотря на звучавшие из мегафона предостережения. Раздававших листовки и собиравших деньги для политзаключенных почти не замечали.
Толпа незаметно увеличивалась, и, когда кричавшим «Свободу!» активистам стало тесно за рамками металлоискателей (всего в акции приняли участие до пяти тысяч человек), шествие началось.
Впереди шли сторонники «Солидарности», РПР-ПАРНАС во главе с Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым и «Народного альянса». Партия Алексея Навального на этот раз осталась без лидера, который, судя по твиттеру, почти не обратил внимания на акцию. Отдельно шли националисты, чья повестка, как всегда, отличалась от общей: на лозунг «Свободу русским политзаключенным!» некоторые отвечали свистом.
Затем двигалась колонна «Левого фронта» — лозунги «заряжал» амнистированный фигурант болотного дела Владимир Акименков. Другой лидер активистов громко перечислял остальных обвиняемых, подглядывая в айфон. Замыкали шествие анархисты с антикапиталистическими речевками.
Периодически шествие останавливалось. Холод заставлял головные колонны кричать «Пропускай!», другим оставалось согреваться традиционно: «Россия будет свободной!», «Россия без Путина!».
«Они что, митинг под видом шествия решили замутить?» — недоумевал старший лейтенант в оцеплении, прерывая рассказ о не дающем отпуск строгом начальнике-майоре. «Свободу, блин, узникам шестого мая», — пародировал патетическую интонацию демонстрантов его собеседник званием ниже.
Общее внимание привлекала колонна с флагами Украины и Евросоюза, скандировавшая лозунги на манер украинских манифестантов — «Банду — геть!», «Не будет свободы — будет Майдан!». «Это обычные гражданские активисты, которые сами скоординировались в фейсбуке», — объяснил один из несших желто-синий флаг. Среди них были и украинцы, и те, кто ездил в Киев во время протестов, рассказал другой активист.
Попадались и плакаты в поддержку ДОЖДЯ; звучали призывы «убрать лапы» от телеканала, без которого, по мнению демонстрантов, страна «засохнет».
Впрочем, по убеждению нескольких опрошенных корреспондентом ДОЖДЯ участников шествия, канал все равно «закроют», а остающиеся под судом «узники Болотной» получат запрашиваемые прокуратурой сроки, несмотря на поддержку. «Но, как говорится, делай, что должен, и будь, что будет», — сказала одна из пожилых активисток, объясняя, зачем вообще устраивать подобные шествия, если «власть на них не реагирует». Остальные высказывались в том же духе, называя свое участие в акции долгом. Почти все из них, к слову, тоже были на Болотной 6 мая позапрошлого года.
Дойдя по Рождественскому бульвару до Тургеневской площади, каждая колонна останавливалась, еще раз повторяла свои лозунги и рассеивалась. Оставшихся на площади полиция мягко оттеснила на тротуар, и на перекрестке возобновилось движение.
Справка: Ярослав Белоусов, Алексей Полихович, Сергей Кривов, Андрей Барабанов, Денис Луцкевич, Александра Наумова (Духанина), Артем Савелов и Степан Зимин остаются на скамье подсудимых по болотному делу. Прокуратура потребовала приговорить их к срокам от пяти до шести лет колонии. Все они, помимо участия в массовых беспорядках, также обвиняются в нападении на полицейских. Соответствующую статью УК не включили в амнистию, по которой в декабре прошлого года были освобождены Федор Бахов, Дмитрий Рукавишников, Мария Баронова, Николай Кавказский, Владимир Акименков, Леонид Ковязин, Анастасия Рыбаченко и Дмитрий Алтайчинов. Больше года в СИЗО и под домашним арестом находятся фигуранты «второй волны» дела Сергей Удальцов, Леонид Развозжаев, Алексей Гаскаров, Елена Кохтарева, Александр Марголин и Илья Гущин. Максим Лузянин, Константин Лебедев и Михаил Косенко уже получили приговоры.
Иван Пивсаев
Фото: Маргарита Журавлева, Егор Максимов