Прямой эфир

Василий Церетели: показывать разные точки зрения — это и есть патриотизм

Здесь и сейчас
4 127
21:59, 01.02.2014

В воскресенье с 12:00 до 21:00 смотрите в прямом эфире ДОЖДЯ марафон «ЛЮБИТЬ РОДИНУ». Ведущие вместе с гостями будут обсуждать патриотизм — что он из себя представляет и как проявляется в различных сферах жизни: культуре, истории, политике и бизнесе. Лика Кремер обсудила эту тему с Василием Церетели, исполнительным директором Московского музея современного искусства.

Василий Церетели: показывать разные точки зрения — это и есть патриотизм

Кремер: Как вы понимаете словосочетание «любить родину», и что для вас патриотизм?

Церетели: Для меня патриотизм – любить свой дом, свой город, свою страну, свою семью, свою школу, где ты родился, уважать конституцию страны, где ты живешь, и твои дела, что ты делаешь в Московском музее современного искусства, выставляя российских художников, является частью патриотического…

Кремер: Вы занимаетесь художниками, выставками. Сейчас есть общий тренд формирования духовных скреп, и тренд на патриотичную культуру каким-то образом влияет, наверное, на художников. Что изменилось?

Церетели: Я считаю, если ты остаешься самим собой и любишь традиции и место, где ты находишься. Есть конституция, свобода слова и т.д. – это и есть патриотизм показывать разные точки зрения и соблюдать конституцию, которая говорит, что надо иметь свободу слова, показывать разные точки зрения, что и делает телеканал ДОЖДЬ. То же самое в искусстве: ты делаешь то, что тебя глубоко беспокоит.

Кремер: Тут начинается смешение запроса государства и потребности художника. Если государство не нуждается в тех проявлениях патриотизма, которые есть у художников, а нуждается в каких-то других…

Церетели: Я не сталкивался с такими. Например, когда было 65-летие войны, у нас была выставка, посвященная блокаде Ленинграда, которую курировал Евгений Березнер. Это была очень острая выставка, она показывала множество кадров, которые впервые показывались государственным архивом. Это была часть нашей выставки, которая показывала с разных сторон даже те кадры, которые были засекречены. Сейчас у нас выставка Мамонова Богдана, он показывает историю семьи, отношение к прошлому. Каждый по-своему понимает то или иное. У нас никогда не было, чтобы государство говорило, какую выставку делать. Все, что делается, делается в рамках любви, понимания. Поэтому я не вижу никаких расхождений.

Кремер: Как вам кажется, как изменилось понятие патриотизма, любви к родине за последние 20 лет?

Церетели: Я как школьник вступал в пионеры. Безусловно, я воспитан на советских фильмах, но от этого любовь и понимание, что Россия победила во Второй мировой войне. Я из Грузии, и очень много сограждан погибло во Второй мировой войне. От этого отношение к этим событиям не изменилось, и любовь к стране, где ты живешь, работаешь, где твои дети ходят в школу, не меняется. У меня отношение за 20 лет не изменилось. И у каждого свое отношение. Кто-то эмигрировал, но потом еще больше любит ту страну, где родился. Кто-то, эмигрируя, вливается в ту страну и начинает становиться… У меня много друзей в Америке, и многие из них патриоты России и Америки.

Кремер: Когда вы в Грузии, вы чувствуете любовь к ней?

Церетели: Безусловно. Мы из единого пространства, и в Московском музее у нас очень часто проходят выставки и грузинских художников, и украинских художников. То, что нас объединяло, культура, литература, искусство, всегда объединяет. Невозможно взять и из контекста вытащить. Поэтому это все вместе в совокупности общая история. Важно эти вещи помнить и озвучивать.