Государственная Дума в среду, 18 декабря, может проголосовать в третьем, окончательном чтении, за проект амнистии. По сути, это голосование формальное. В основном, втором чтении документ был принят ранее 18 декабря. Считается, что амнистия предусматривает освобождение наименее социально защищенных категорий осужденных и тех, у кого есть заслуги перед нашей страной. Амнистию обещали сделать широкой, говорили, что освободится должны 20 или даже 25 тысяч человек. К концу обсуждений стало очевидно, что освободится гораздо меньше людей.
Маргарита Журавлева: текст проекта амнистии был опубликован на прошлой неделе, после того, как его изучили юристы и правозащитники, возникло довольно много вопросов и претензий.
Первое: амнистия не должна была коснуться организаторов массовых беспорядков, и тех их участников, которые еще и били полицейских (имеются в виду в первую очередь события 6 мая прошлого года на Болотной площади). Депутат Дмитрий Гудков предлагал включить эти статьи в амнистию, но остальные депутаты с этим не согласились. Главное отличие от проекта прошлой недели – амнистия для предполагаемых участников беспорядков должна наступить, даже если они являются подсудимыми или обвиняемыми, то есть приговора им ждать не нужно. Из фигурантов «Болотного дела» это примерно треть из всех тех, кто по нему проходит. То же в отношении хулиганства. Это, например, экипаж судна «Арктик Санрайз» – 30 человек, каждый из которых два месяца уже провел в СИЗО. Адвокаты участниц панк группы «Пусси Райот» – считают, что Толоконникова и Алехина, которые осуждены за хулиганство могут выйти на свободу до Нового года. Муж одной из них, Петр Верзилов пишет в своем твиттере, что Администрации ИК 2 в Нижнем и КТБ 1 в Красноярске говорят, что «готовы освобождать Машу и Толокно сразу и без волокиты, вероятно уже завтра». Правда для освобождения нужны официальные документы.
Депутат Гудков 18 декабря говорил не только про «Болотное дело», он обратил внимание, что по амнистии могут выйти те полицейские, которые причастны к пыткам в отделе Дальний в Казани.
Глава профильного комитета Павел Крашенинников ответил ему, что первую статью комитет рекомендовал исключить, а так вообще поправка не рекомендована, в итоге ее не приняли.
Затем выступал Владимир Жириновский, как всегда эмоционально, говорил о проблемах правоприменения 282-ой – экстремисткой статьи.
Еще важный вопрос: коснется ли амнистия фигурантов дела «Оборонсервиса». Газета «Коммерсантъ» пишет, что бывший министр обороны Анатолий Сердюков рассчитывает на то, что подпадет под нее.
В общем, официального заявление от адвокатов Сердюкова пока нет. Что касается численности тех, кого коснется амнистия, здесь счет идет не на единицы, а на тысячи, по сравнению с тем, какие цифры назывались сначала. Здесь важно понимать, что амнистия это не обязательно освобождение из тюрьмы или СИЗО, это может снятие судимости, например, освобождение от подписки о невыезде. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников радиостанции «Эхо Москвы» сообщил, что амнистия затронет 13-15 тысяч человек, но из мест заключении выйдут 3-3,5 тысячи. Вначале говорили чуть ли не про 25 тысяч.