У американцев все-таки, похоже, есть шанс усыновить ребенка из России. Правда, для этого им надо принять российское гражданство. Именно таким образом уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов прокомментировал желание американской параолимпийской чемпионки Джессики Лонг (в детстве усыновленной в нашей стране) усыновить российского ребенка.
На заседании правительства иркутской области Павел Астахов, который прибыл туда для очередной проверки детских домов, затронул тему усыновления российских детей американскими гражданами. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин спросил Астахова, есть ли шанс на то, что Россия разрешит бывшей российской сироте, ныне гражданке Америки увезти с собой ребенка в Америку.
«Американские граждане не могут сейчас усыновлять российских детей. Если она примет российское гражданство, то пожалуйста», – сказал Астахов.
Она – это Джессика Лонг. В прошлом – Таня Кириллова, родилась в 1992 году инвалидом в деревне Тэмь Иркутской области. Мать оставила Таню в роддоме и через год ее удочерила американская семья. Несмотря на страшный диагноз и последующую ампутацию обеих ног в Америке, Джессика получила протезы и смогла ходить самостоятельно. Джессика и ее родители уделяли много внимания занятию спортом, в итоге это стало смыслом жизни Джессики – более того она достигла больших результатов в спорте, став многократной чемпионкой мира и параолимпийской чемпионкой по плаванию.
Год назад после принятия закона Димы Яковлева Джессика Лонг выступала с обращением к российским властям для того, чтобы те подумали, еще раз приводя в пример себя, как успешный опыт российско-американского усыновления. Но тогда Джессику никто не хотел слушать.
В этом году Джессика Лонг решила навестить родные края, посетить ту самую деревню, откуда она родом и, конечно, обязательным пунктом программы было посещение детского дома, где она когда-то воспитывалась сама. Увиденное Джессикой настолько ее поразило, что она тут же заявила о том, что хочет усыновить ребенка из России и увезти с собой в Америку.
Джессика Лонг: Я бы очень хотела усыновить ребенка когда-нибудь. Просто сейчас я не замужем, у меня нет своей семьи, поэтому сейчас усыновление просто невозможно. но, когда у меня будет муж, я с удовольствием усыновлю ребенка, даже из России. Я не знаю насчет российского гражданства. Мне казалось, что, поскольку я усыновлена из России, у меня автоматически есть российское гражданство, но я не знаю вообще, как это работает, и что нужно для этого сделать. Потому как, для того, чтобы приехать в Россию, мне надо было делать визу.
По закону все российские сироты, покидающие страну усыновленными гражданами других стран, автоматически сохраняют российское гражданство до совершеннолетия. После совершеннолетия можно оставить себе российское гражданство как второе. В США, например, нет понятия двойного гражданства, и человек не обязан делать выбор между одним или иным гражданством. То есть ребенок, родившийся в России и усыновленный гражданами США, может являться гражданином США, а также гражданином страны рождения, то есть России.
Фактически Астахов открыл небольшой коридор для некоторых граждан Америки, которые желают усыновить ребенка в России. Во-первых, те самые российские сироты, которые когда-то были усыновлены и проживают сейчас в США, фактически могут воспользоваться предложением Павла Астахова и начать усыновлять российских детей. Также возможно, что желание усыновить российского ребенка будет быть настолько сильным, что граждане США могут пойти на такой шаг как принятие российского гражданства. Возможно ли это, мы поинтересовались у Александра Романова из некоммерческой организации по усыновлению российских детей.
Александр Романов, некоммерческая организация Уолд Линкс (США): Это мое личное мнение: я так не думаю. Такой иезуитский способ можно, конечно, не говоря о бюрократии с получением гражданства – там же масса обязательств всевозможных.
Официально, чтобы стать гражданином российской федерации можно воспользоваться традиционными методами: оформить приглашение работодателя, выйти замуж или жениться, быть рожденным на территории Советского союза.
С другой стороны, в интернете можно найти огромное количество фирм, которые оказывает помощь за определенную сумму и даже обещают в конкретные сроки оформить российское гражданство.
Но насколько реально усыновить вообще ребенка по нашим законам Джессике Лонг, даже будучи гражданкой России ребенка из детского дома в Иркутской области? По закону есть определенный перечень требований к усыновителям российских сирот, и по российскому стандарту Джессика Лонг имеет 2-ю группу инвалидности, а это является препятствием для усыновления ребенка в России. Сможет ли урегулировать этот вопрос Павел Астахов, пока неизвестно, ведь сама Джессика Лонг никаких официальных документов на усыновление еще не подавала.