В нынешнем, десятом послании Путина политика уступила место экономике. Президент в очередной раз критиковал правительство за неисполнение майских указов 2012 года. Этоувеличение производительности труда в 1,5 раза, создание и модернизации 25 млн рабочих мест, рост зарплаты к 2020 году в 1,5 раза.
Налоги и неэффективная борьба с офшорами также стали одной из основных тем послания. Путин потребовал от компаний, зарегистрированных в офшорах, платить налоги по российским схемам. Каким образом это можно реализовать, ДОЖДЬ спросил у миллиардера, владельца группы «Онэксим», лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова.
Михаил Прохоров, лидер партии «Гражданская платформа»:
«Восьмерка» этот вопрос уже обсуждала и в рамках борьбы с оффшорами, в рамках обмена информации между, скажем так, представителями разных стран, для того чтобы те люди, которые уходят через оффшоры от налогов, чтобы национальные налоговые службы имели возможность доначислить налоги. Речь шла именно об этом.
За офшорные схемы Путин попенял президенту «Роснефти» Игорю Сечину, напомнив, что сделка по приобретению «Роснефтью» ТНК BP прошла вне российской юрисдикции.
Сечин после выступления президента оправдывался, что некоторые сделки действительно проходят через оффшоры по настоянию партнеров, но при этом сама «Роснефть» не намерена работать в оффшорах.
Игорь Сечин, глава компании «Роснефть»: Мощное послание. Президент определил вектор развития, причем не только на предстоящий года, а на достаточно долгий период развития. Я бы обратил внимание на ту задачу, которую поставил президент России по развитию Сибири и Дальнего Востока. Наша компания реализует проекты в этих регионах, и я думаю, что это будет иметь серьезное значение для развития страны, для реализации территориальных проектов.
Искоренить оффшорную природу российской экономики должны новые ограничения для российского бизнеса, зарегистрированного за рубежом. Такие компании лишатся доступа к финансовой помощи от государства, а также возможности получать государственные контракты.
Предложение Путина действительное серьезное, но говорит он об этом уже не первый раз. И даже в своих посланиях Федеральному собранию он эту тему поднимает постоянно.
Ровно год назад президент говорил про оффшоры то же самое, но теперь он пришел с конкретными предложениями. Их по сути два. Те, кто работают в России, должны и налоги платить в России (неважно, где зарегистрирована фирма). А те, кто не платит, пусть не ждут государственной помощи и госконтрактов.
Но по сути Владимир Путин не предложил ничего нового. Вернее предложил делать то, что и так можно делать. Россия уже сейчас может требовать от компаний, чтобы те не выводили деньги в офшоры, а платили налоги здесь.
Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group: По сути, речь будет вестись о чем? О том, что если будет доказано, если налоговые органы и иные смогут доказать, что компании иностранные управляются из России, даются инструкции, и она принадлежит россиянам в итоге, через номиналов даже, будет предложено такой компании заплатить сэкономленные за границей налоги в рамках той налоговой ставки, которая применяется в РФ.
А вот что касается госконтрактов и госпомощи – здесь уже интереснее. Потому что через офшоры даже государственные компании работают постоянно. Про «Роснефть» уже вспоминали, Игоря Сечина Путин отругал при всех. Но и Газпром управляет северным потоком через компанию «Нордстрим АГ», которая зарегистрирована в Швейцарии. Кипрской компании принадлежит и «Мостотрест», крупнейший подрядчик Ротенбергов. Вся цветная металлургия – тоже на Кипре.
И вот здесь эксперты сходятся на мнении, что если Путин действительно так взялся за офшоры, то придется играть по правилам и Сечину, и Миллеру. Другой вопрос – почему президент решил вдруг заговорить об офшорах настолько резко
Дмитрий Костальгин, юридическая компания Taxadviser: С бюджетом-то у нас не ахти, в общем-то. Прямо скажем. Вопрос только, будут ли реально меры применяться. По крайней мере достаточно инструментов есть уже сейчас, но их не используют. Вопрос «почему» — повисает в воздухе. Огромное количество создано таких «липовых» компаний, которые пользуются льготами. Почему их не принимают и не возвращают налоги в РФ? Это такой философский вопрос.
На самом деле, такие заявления выглядят неожиданно потому, что Россия в налоговом вопросе всегда вела себя осторожно. Например, Бразилия, Индия и ЮАР действуют радикально, а мы — очень аккуратно. Даже в Штатах (на которые так любит ссылаться наша власть) деньги в офшоры уходят очень редко. А даже если уходят, то по очень сложным схемам. Конечно, таким своим заявлением Владимир Путин пытается быть в тренде, работать по международным стандартам.
Нужно, правда, учитывать, что большинство предпринимателей на офшоры уходит не от российских налогов, а от российских законов – просто чтобы у них не отобрали бизнес. Поэтому приказать, кто и где платит налоги – это только половина дела.