Прямой эфир

Екатерина Самуцевич о фильме «Pussy Riot: панк-молебен»: деньги за авторские права ушли родителям Нади и Маши

Здесь и сейчас
2 124
17:28, 04.12.2013

У российско-британской лента «Pussy Riot: панк-молебен» появился шанс побороться за самый главный кинематографический приз мира. Картина вошла в список из  пятнадцати претендентов на премию «Оскар» за лучший документальный фильм.  Теперь членам Американской киноакадемии предстоит выбрать пять фильмов, которые и войдут в окончательный список номинантов. 

Екатерина Самуцевич о фильме «Pussy Riot: панк-молебен»: деньги за авторские права ушли родителям Нади и Маши

Родион Чепель: в фильме подробно рассказывается о судебном процессе над участницами панк-группы Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич, который проходил с марта по август 2012 года.

Сам британский режиссёр Майк Лернер говорит, что это – судебная хроника, снимать ему помогал преподаватель курса русского авангарда в Гарварде Максим Поздоровкин. Главная трудность в создании фильма о Pussy Riot – это авторские права на их видеопродукцию. Когда Лернер и Поздоровкин начали делать фильм, они заключили контракт с фирмой, которая принадлежит жене бывшего адвоката участниц группы Марка Фейгина и заплатили за права 25 тысяч фунтов. Но потом участницы группы отказались от услуг адвокатов и от регистрации бренда. Когда режиссёр Лернера спросили, а куда ушли деньги, он сказал Олегу Кашину: «У меня такое впервые за 20 лет в кино. Русское общество одержимо законами и судебными процессами. Я не понимал, до какой степени правовая тема доминирует в повседневной жизни людей. Вероятно, это наследие советского времени».

Екатерина Самуцевич, участница панк-группы Pussy Riot: Ну, работа происходила, в основном, первое, что мы сделали – это встретились, познакомились. Я, конечно, выяснила много нового для себя, что наши защитники бывшие – Полозов, Фейгин, Волкова – они составили некий контракт с этой компаний Roast Beef Productions, кто непосредственно делал этот фильм, и они за свое участие в этом фильме потребовали какие-то суммы. Это все было записано в этом контракте. Какую-то сумму они уже получили. Потом они, конечно, ее вернули со скандалом. Естественно, это было уже сделано насильно, их заставили вернуть эти деньги. Эти деньги потом, кстати, пошли родителям Нади и Маши на помощь их семьям. Это было вовремя остановлено, потому что я вышла, это увидела, естественно, возмутилась, встретилась с Максом. Я сказала, что мы не берем никогда никаких денег за использование группы и так далее.

Что касается шансов на «Оскар», то по оценке режиссера и продюсера документального кино Виталия Манского, несмотря на крайне удачную конъюнктуру скандальной группы, они всё же невелики. Нужно пройти еще один отсев, после чего от нынешнего лонглиста останется 5 номинантов.

Виталий Манский, режиссер, директор фестиваля «Артдокфест»: Я не хочу сейчас говорить, что фильмы о Pussy Riot плохие. Фильм, который в «Сандесе» победил и который сейчас в лонг-листе – прекрасный фильм. Мы его хотели, кстати, показать у нас в конкурсе. Его просто по недоразумению с дистрибьюторами, которые выставили счет за этот показ, а мы не платим за показы фильмов, участвующих в конкурсе. Ну, не сложилось, не показали, но мы хотели. Мы считаем эту картину очень важной, очень важно ее показать в России. Но «Оскар», мне кажется, уйдет кому-то другому.

В числе номинантов потенциальных соперников фильма: «Ложь Армстронга» - о бывшем велогонщике, «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой» - о бэк вокалистах рок групп, и главный, по многим оценкам, претендент – нашумевший фильм «Акт убийства» - о геноциде в Индонезии в 1965 году. Есть ли шансы на то, что скандал вокруг Pussy Riot доведет посвящённую им картину до «Оскара», станет ясно 16 января, когда киноакадемия объявит список из 5 номинантов.

История с фильмом свидетельствует о другом:  иностранцы вообще по-другому смотрят на историю Pussy Riot. В России от группы, видимо, останется шлейф показных скандалов, а за границей – слава идеалистов.