Прямой эфир

Глава МИД Белоруссии – о том, что режим Лукашенко тоже хочет дружить с Евросоюзом

Здесь и сейчас
855
13:18, 30.11.2013

Президент Польши Бронислав Коморовский не приедет на Украину 2 декабря на торжественное  открытие пункта пропуска «Будомеж – Грушев» на польско-украинской границе. Сам  Коморовский сообщил,  что это украинская  сторона попросила понизить уровень встречи до вице-премьеров. Связано ли это с выступлением Виктора Януковича на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе, рассказал Антон Желнов, который только что вернулся из Вильнюса.

Глава МИД Белоруссии – о том, что режим Лукашенко тоже хочет дружить с Евросоюзом

Лобков: Как оценили выступление Януковича?

Желнов: Единственное выступление Януковича было неформальным на ужине в первый день работы саммита. Кто-то снял Януковича, как он общался с Ангелой Меркель и президентом Литвы Далей Грибаускайте, говорил, что ему сложно, что он 3,5 года с сильной Россией. Официальной позиции от Януковича мы не услышали, и его брифинга с журналистами тоже не было.

Лобков: Где он был в это время? Он в кулуарах с кем-то разговаривал?

Желнов: Он разговаривал в первый день, когда и был записан этот тайный разговор. Там решались конечные договоренности. А потом он из информационного поля исчез. Около 12 дня в пятницу он уже уехал из Вильнюса.

Лобков: Он избавил себя от необходимости выслушивать то, что о нем будут говорить с трибуны его партнеры по несостоявшемуся Восточному партнерству.

Желнов: Да, но оппозиция заседала параллельно в гостинице «Астория».

Лобков: Янукович уехал, но разговоры были посвящены Украине?

Желнов: Да. Давайте послушаем, что говорила президент Литвы по поводу событий в Киеве.

Даля Грибаускайте, президент Литвы: Этот пример показывает то, что было оказано сопротивление вместо подчинения, что давление со стороны на процесс международной интеграции будет нарастать.

Желнов: Она фактически поддержала протестующих, заявила о понимании ситуации. А вот что говорил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу о возможности проведении трехсторонних переговоров между Россий, Украиной и ЕС. Эту возможность вчера полностью отмели.

Жозе Мануэл Баррозу, президент Европейской комиссии: Чего мы не можем принять? Вот такое состояние. Есть двухстороннее соглашение, и вдруг одна сторона произвольно накладывает на него вето. Это противоречит всем принципам международного права.

Лобков: Там еще был министр иностранных дел Белоруссии.

Желнов: Белоруссия гораздо ярче себя проявила, как это ни парадоксально, на саммите. Владимир Макей действительно был невыездной, как и многие белорусские чиновники, но сейчас он заявил о том, что Белоруссия будет двигаться по пути облегчения визового режима с ЕС, и Европа будет вырабатывать какие-то планы. Возможно, ЕС, разочаровавшись в Украине, будет пытаться приблизить к себе Белоруссию.

Владимир Макей, министр иностранных дел Белоруссии: Мы заявили о том, что Беларусь готова начать переговоры по упрощению визового режима и по реадмисии, потому что это выгодно гражданам нашей страны. Президент, давая соответствующие указания, исходил из того, что это пойдет на пользу гражданам нашей страны.

Желнов: Подписание соглашения об ассоциации рассматривается как будущая мера для Белоруссии?

Макей: На данном этапе мы плотно работаем над интеграционными процессами в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Мы видим там конкретные выгоды и преимущества для Белоруссии. Участие в этом проекте помогает нам предпринимать ряд мер по модернизации нашей экономики, наших предприятий. Мы видим ряд преимуществ в участии в этом проекте. Но это не означает, что мы полностью закрываемся от сотрудничества с Европейским союзом. Мы наоборот заинтересованы в очень тесном и плодотворном сотрудничестве с Европейским союзом. ЕС является вторым после России экономическим партнером для нас. Почти 30% нашего экспорта завязано на ЕС. Поэтому мы намерены плотно работать по различным направлениям в различных областях – в первую очередь в торгово-экономической. Но что касается формализации отношений с ЕС, конечно, мы были бы заинтересованы в том, чтобы эти отношения были формализованы, поставлены на солидную основу, где были бы четко зафиксированы соответствующие взаимные выгоды от такого сотрудничества.

Желнов: Вы имеете в виду от ассоциации?

Макей: Никто не застрахован от того, что в будущем ситуация может измениться. На сегодняшний день мы не ведем речь о том, чтобы подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Мы говорим, что на данном этапе каждая страна-участник инициативы Восточного партнерства видит по-своему уровень своей связи с ЕС: кто-то хочет стать членом ЕС, кто-то хочет иметь тесные отношения. Мы хотим иметь нормальные политические и торгово-экономические отношения с ЕС. Я не исключаю, что в будущем может идти речь и о каких-то более тесных отношениях. Белорусы, судя по опросам общественного мнения европейскими исследовательскими учреждениями, ощущают себя европейцами больше, чем граждане некоторых наших соседних стран. Мы не ожидали от этого саммита каких-то прорывных вещей, но он был очень важен с точки зрения его позитивного контекста, атмосферы. Сама атмосфера создает возможность принятия дальнейших шагов, направленных на нормализацию наших отношений с ЕС и даже на дальнейшее углубление и расширение сотрудничества.