Прямой эфир

Схалтурил или злоупотребил? Почему действия Сердюкова тянут на более тяжкую статью, чем халатность

Здесь и сейчас
2 625
17:38, 28.11.2013

На новом месте работы Анатолия Сердюкова в курсе, что тот стал подозреваемым по уголовному делу о турбазе «Житное». Заявление об этом сделала госгорпорация «Ростех», на одном из предприятий которого с 1 ноября работает бывший глава Минобороны. Как говорят в «Ростехе», следователи должны во всем разобраться и выяснять степень личного участия Сердюкова. Пока же ему собираются предъявить обвинения по статье «Халатность». Многим это показалось странным. 

Схалтурил или злоупотребил? Почему действия Сердюкова тянут на более тяжкую статью, чем халатность

Ну, буквально – не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, небрежно относясь к службе – так квалифицировали в следственном комитете деяния Анатолия Сердюкова, совершенные им на посту главы минобороны, и возбудили дело против экс министра по статье халатность:

Максимум, что грозит Сердюкову на сегодняшний день, это арест на 3 месяца. Именно эта санкция – самая жесткая, предусмотренная частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса «Халатность». Дальше, в порядке убывания, исправительные работы на срок до года, обязательные работы на срок до 360 часов или штраф в 120 тысяч рублей.

Итак, если и понесет экс-министр наказание, то за то, что поручил батальону железнодорожных войск  построить 8 километров дороги, а бойцы-срочники авиачасти благоустраивали территорию базы отдыха. То есть, по словам Владимира Маркина, вместо службы и обучения военному делу одни солдаты занимались высаживанием тополей в астраханской степи, а другие – прокладкой автодорог. В итоге была построена  дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители объекта частной собственности «Житное».  Действия Сердюкова нанесли ущерб государству в размере 56 миллионов рублей. Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов считает, что такой ничтожно малый инкриминируемый экс-министру ущерб говорит о том, что дело вскоре закроют.

Сергей Обухов, депутат Госдумы от КПРФ: Тот ущерб, который нанес обороноспособности Сердюков, он настолько велик и настолько значителен, что обвинения, которые ему реально предъявлены, просто на этом фоне смехотворны, для отвода глаз. А особенно после того, как общественность возмутилась его назначением на должность машины с мигалкой, это, по сути, статус чуть ли не вице-премьера. Помните дело подмосковных прокуроров? Тоже сначала громко кричали, а потом замяли. По Сердюкову, извиняюсь, 56 млн, или сколько там, за какой-то дом отдыха – это самое страшное его преступление!

На самом деле, конечно, есть противоречие между тем, что дело заведено по статье «Халатность» и что Сердюкова подозревают в том, что он отдал солдатам незаконный приказ. Халатность – это, во-первых, неумышленное деяние, а во-вторых, оно предусматривает пассивность в поведении. В то время как действия Сердюкова, по тому, как их описал следственный комитет, по крайней мере, больше похожи на злоупотребление или превышение должностных полномочий.

Разницу в квалификации этих деяний объяснил бывший следователь по особо важным делам Павел Зайцев.

Павел Зайцев, авокат, бывший следователь Следственного комитета при МВД РФ: При превышении должностных полномочий человек активно совершает какие-то действия. При халатности человек может ничего не совершать, то есть он просто не сделал то, что должен был сделать. Ну например, проконтролировать то-то и пресечь то-то, но он этого не сделал, тогда это халатность будет. Но если он отдал приказ, и он незаконный, то вряд ли это халатность. Но я квалифицировать не буду все-таки. Но могу сказать, что за превышение должностных полномочий в Российской Федерации можно получить реальный срок. А вот за халатность никого не сажают.

Окончательная квалификация противоправных действий  Сердюкова будет дана по результатам расследования уголовного дела. Но политолог Глеб Павловский уже сейчас объясняет, в чем состояла настоящая халатность экс министра.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики: Он, скорее всего, действительно непосредственно ничего значительного, во всяком случае, не брал. Суть в том, что Сердюков просто делал то, что ему сказали. Сердюков в качестве министра обороны действовал в пределах своего мандата. Сам он все это не брал и вряд ли говорил брать кому-то. Поэтому наши политические юристы пришли к такому решению: да он просто идиотов набрал в отдел, это халатность.

С одной стороны, уголовное дело против Сердюкова по статье «Халатность» позволит ему выйти из этой ситуации с судимостью, но без серьезного урона, а государство минимизирует ущерб от коррупционного скандала. С другой стороны, власть дошла до такой точки, когда любое действие только ухудшит ситуацию, считает политолог Игорь Бунин.

Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий: Власть осознала, что нельзя не сделать, хоть один решительный шаг. Скорее всего, он отделается крупным штрафом. Я думаю, это ошибка с точки зрения пиара. Недовольными будут все: следователи, общественное мнения, элиты не понимают, что можно, а что нельзя.

Теперь Анатолия Сердюкова ждут на допрос в следственном комитете. Официально дату ведомство еще не называло, но адвокаты экс министра заявили, что их подзащитному будет удобно ответить на вопросы следователей в качестве подозреваемого 3 декабря.