Прямой эфир

Матвиенко заняла кресло Миронова

Здесь и сейчас
106
18:41, 21.09.2011
Валентина Матвиенко сегодня заняла кабинеты бывшего спикера Совета Федерации. При этом она заявила, что теперь руководит ядром политической системы.

Матвиенко заняла кресло Миронова

Сенаторы голосовали в электронном режиме. Никакой дискуссии перед этим не было. Просто нечего было обсуждать. Выступил только старейший сенатор - экс-премьер СССР Николай Рыжков. Он произнес пламенный панегирик Матвиенко и призвал при голосовании быть едиными. "Мы это умеем очень дружно", – напомнил он. Сенаторы послушались и сработали слажено, все как один. Воздержался только один человек – сама Валентина Матвиенко. И в этом она охотно призналась.

В своей первой речи Матвиенко пообещала сенаторам перемены, которые они вряд ли сильно ждут. Сами по себе слова о том, что Совет Федерации – ядро политической системы можно считать программными.

Похоже, Матвиенко не просто занимается самоутешением, а готова взбодрить Сенат, который почти не влияет на принятие ключевых решений.

Матвиенко намерена изменить принцип формирования Совета Федерации. Уже в следующем году она обещает усовершенствовать процедуру. Сейчас сенаторы должны пройти через региональные и муниципальные выборные кампании. У каждого региона – два места. На одно назначает своего человека губернатор, на другое – законодательное собрание. Получается 166 человек, которые постоянно заседают в Москве.

На официальном стайте Совета Федерации много говорится о его функциях, статусе и деятельности. Но по сути все сводится к мониторингу законодательства и образованию многочисленных комитетов внутри себя.

Есть у Сената и очень серьезные полномочия. Например, он должен утвердить указ президента об объявлении войны. Правда, в случае с конфликтом в Южной Осетии мнение сенаторов выяснять никто не собирался. Также Совет Федерации назначает генерального прокурора. И делает это практически не глядя. В этом году сенаторы без заминки продлили полномочия Юрия Чайки, не обращая внимания на скандал с подмосковными казино и конфликт Прокуратуры и Следственного комитета.

Сенат может даже при желании отрешить от власти президента, но это почти невозможно себе представить. Даже в более либеральные времена, когда Совет Федерации регулярно заворачивал думские законы, он работал буфером между президентом и Госдумой. Даже когда депутаты грозили Борису Ельцину импичментом, было ясно, что через Сенат такое решение едва ли пройдет.

Если Валентина Матвиенко не шутит и действительно будет реформировать верхнюю палату парламента, она может обратиться к историческому опыту.

Первый состав избирался гражданами напрямую по двухмандатным округам. Быстро выяснилось, что Совет Федерации плохо выполняет отведенную ему авторами Конституции роль "фильтра" и нередко голосует за преодоление президентского вето.

Тогда Сенат подправили. После реформы в декабре 1995 года в него вошли губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов Федерации. Они приезжали в Москву на регулярные сессии. Но политическая активность губернаторов была для Кремля обременительной. И в 2000 году Сенат сделали таким, каким мы его знаем теперь.

Впрочем, иногда он возвращает законы в Думу на доработку. В 2008 году, например, это случилось с антипивным законом. Но теперь еще более жесткий антипивной закон все-таки принят. В 2009 году сенаторы заблокировали увеличение транспортного налога. В прошлом году они решили поспорить с думцами за права заключенных. Нижняя палата предлагала запретить адвокатам приносить ноутбуки и записывающие устройства в СИЗО на свидания с подзащитными. Это слишком суровая мера, подумали сенаторы. Так что Матвиенко досталась не только слаженная, но ответственная и даже немножко либеральная команда.