Ставший знаменитым олимпийский факел собирали студенты — такую информацию накануне нашли в интернете блогеры. Дизайн факела, конечно, не срисовывали, но вот собрали его, кажется, не очень хорошо. Егор Максимов разбирался в судьбе многострадального символа Сочи-2014 и узнал, кто виноват в том, что он не горит, и кого из-за факела могут уволить.
Факелы гаснут по всему миру, во всех городах, на всех Олимпиадах. Это действительно так — и на прошлой Олимпиаде в Лондоне огонь тоже потух. Просто где-то его поджигают зажигалкой, а где-то нет. Но с другой стороны, в России на всю Олимпиаду (и на Олимпийский огонь) власти возлагают огромные надежды, и, наверное, только в России за потухшие факелы могут увольнять людей и приказывать переделать всю партию. И действительно, ожидания от эстафеты огромные.
Собирают факелы простые студенты. Эта история прогремела на весь рунет. А рассекретили всё очень просто: на сибирском сайте трудоустройства выпускников блогеры нашли вот такую вакансию: требуются студенты для сборки Олимпийского факела. Оплата сдельная, тысяча рублей в день. Всего было 15 рабочих мест. И в качестве бонуса – возможность внести свой вклад в Олимпиаду.
Что из этого получилось, мы все знаем. В одной только Москве факел гас четыре раза и загорался вновь благодаря сотрудникам ФСО. В Твери факел не потух, а наоборот чуть не взорвался – в руках 13-летней девочки. Было и много других историй: то факел несут на Северный полюс, то в космос, то отдают Деду Морозу. И космос, и принудительный порядок, и традиционное «что-то пошло не так». В интернете давно шутят, что в этом факеле сошлась вся Россия.
Вот, например, когда только утвердили дизайн, когда разработали схему факела, провели огромный тендер. За право собирать этот символ Сочинской Олимпиады боролось множество компаний. А победил почему-то «Красноярский завод нестандартного оборудования» со странным названием «Вариант 999». Планы тогда, кстати, были грандиозные. Дизайнер факела, Владимир Пирожков, приходил в эфир ДОЖДЯ и рассказывал о том, как должны собирать его творение, и как важно сделать это правильно.
Владимир Пирожков, дизайнер: Во-первых, предприятие, которое производит этот факел – это Красноярский машиностроительный завод, делает очень надёжные изделия для военной индустрии. Это завод с направлением, скажем так, суровым. Эти люди работают очень надёжно и относятся к своей продукции очень качественно, поэтому и выбор пал на них. Во-вторых, представьте себе, когда все камеры мира направлены на факелоносца, их количество 16 тысяч человек, они бегут по очереди из Владивостока по всей стране. Это очень долго всё будет происходить, 123 дня – это рекорд. Нам совсем не хочется, чтобы перед всем миром произошёл какой-то форс-мажор.
Но что-то пошло не так еще в Красноярске. Кстати, с расстояниями, с логистикой связана еще одна деталь. Во-первых, почему факел начали зажигать в Москве? Обычно принято начинать эстафету где то в регионах, под конец приносить факел в столицу – и уже оттуда везти в Олимпийский город. У нас все смешалось – во многом потому, что логистика в регионах развита плохо. И все грузы везут либо в Москву, либо из Москвы. Вот и огромную партию факелов можно было привезти только в столицу. И, как сообщают источники ДОЖДЯ, когда в Москве открыли коробки, то все думали, что факел просто не загорится. Потому что перелет Красноярск Москва факелы пережили очень плохо.
Но для российских властей Олимпиада сейчас очень важна, и признавать свои ошибки никто не собирается. Если не получается делать хорошо, нужно хотя бы делать вид, что все идет хорошо. Поэтому никаких скандалов и увольнений никто не планирует. Единственный человек, который возможно пострадает от некачественных факелов — это директор красноярского завода Георгий Чихаев. Опять же, источники близко знакомые с ситуацией, говорят, что он может скоро уйти в отставку. Напишет заявление, если погаснут 2% факелов. Цифра взята не с потолка. У людей, которые работают с факелами 2% – это норма. Гаснут всегда, гаснут у всех, но 2% допустить можно. Всего их сделали 15 тысяч, два процента – это триста. Триста погасших факелов уволят Георгия Чихаева. Но до трех сотен, конечно, еще далеко.
Но на самом деле, факелы все-таки беспокоят тех, кто за них отвечает, даже если они не подают виду. Потому что в ближайшее время, пока еще есть несколько месяцев до Олимпиады, факелы планируют делать заново. На том же Красноярском заводе в ближайшее время могут запустить в производство новую партию. Остается только посмотреть, кто их будет собирать — главное, чтобы не те же самые студенты.