Тимур Олевский поговорил с гражданами Грузии – теми, кто сидел в тюрьме при Саакашвили, теми, кто работал в России, живет в Москве и не может вернуться домой. Что они вспоминают об уходящем президенте и чего ждут от новой политической реальности?
Вообще в последние недели я проводил домой в Грузию некотрых моих знакомых и даже друзей, граждан Грузии. Некоторые жили в России без документов и понимают, что вернуться назад в ближайшее время не смогут. Однако они уезжают. Возвращаются и напоследок объясняют, что решили так поступить из-за того, что в Грузии закончилась эпоха Михаила Саакашвили. Сперва на парламентских выборах его партия «Единое национальное движение» взяла только 40 процентов голосов, а сегодня Саакашвили перестал быть президентом, а за националистов, как называют его сторонников, проголосовал лишь каждый пятый. Победил Георгий Маргвелашвили из «Грузинской мечты», и с ним мои друзья и знакомые Грузины связывают свои новые надежды.
Мераб Ратишвили, писатель: Многое изменилось, и появилась надежда, что что-то можно делать и это не будут отнимать, за это не будут облагать неформальными налогами. Люди ожидают то, что давно ждали, в том числе от предыдущей власти, от Саакашвили. Он ведь чем очаровал всех? Тем, что обещал великолепные вещи, чтобы мы жили по-европейски, чтобы налоги были умеренные, чтобы появились рабочие места, что бизнес будет неприкасаемым. А все получилось наоборот. Если прислушаться к Иванишвили, я думаю, можно больше очарования получить от него, нежели от Саакашвили.
Мераб Ратишвили еще рассказал, что он не понимает, почему российским либералам так нравился Саакашвили, что они в нем нашли. Мне-то кажется это понятно - прозрачный участок полиции в Кутаиси эстетически лучше выглядит, чем ОВД Дальний в Казани. Но Ратишвили и другие бизнесмены при прежней власти сидели в тюрьме. Он был не названным, а международно признанным политзаключенным. Михаил Саакашвили, точнее его органы правопорядка преследовали и журналистов - было ведь громкое дело о шпионаже. Однако мы можем себе позволить туристический взгляд, и он показывает, что в Грузии наконец-то президента выбрали на выборах, а не поменяли в результате революции. Разве это не заслуга Саакашвили?
Теона Контридзе, певица: Меня родственники, близкие люди обвиняют именно в туристическом взгляде. Сейчас состоялись демократические выборы, что очень важно. И мне кажется, это не только заслуга сегодняшнего правительства, а правительства, которое было до них. Это некий общий продукт, за что я безумно рада. Он не вписывается в параметры грузинского народа как мужчина. Он не проходил уличную школу, не отвечает критериям грузинского народа. Хотя мне как раз это качество в нем очень импонировало.
У Георгия Маргелавшвили таких полномочий, как у предшественника не будет. Лидер его партии Бедзина Иванишвили и его соратники поменяли конституцию, главный теперь премьер. Более того, говорят, что Саакашвили может сесть в тюрьму. Мне же кажется, что его главная заслуга в том, что он не остался у власти еще на 10 лет и готов продолжить политическую борьбу, но это туристический взгляд на Грузию.