Ограничение для осужденных участвовать в федеральных и региональных выборах отменено. По крайней мере, такое постановление сегодня вынес Конституционный суд, предписавший Госдуме определиться со сроками, когда человек, имеющий статью, может возвращаться в политику. В «Единой России», правда, возмущение о запрете избираться осужденным уже назвали критиканством.
Желнов: По мнению Конституционного суда, изменения в законодательство должны быть внесены незамедлительно, чтобы обеспечить проведение будущих выборов. Согласно предписанию суда, до того, пока Дума не внесет изменения в законодательство, о реальных выборных сроках говорить нельзя. Получается, в таком же экстренном порядке соответствующий указ должен подписать и президент Владимир Путин. В заявлении Конституционного суда говорится, что существующее законодательство ограничивает пассивное избирательное право осужденных бессрочно и необратимо. То есть норма, когда осужденные навсегда лишаются своего права избираться, априори неконституционная. «Такая суровая мера не может быть оправдана одним лишь наличием у гражданина судимости», – постановил суд. Исключение предусмотрено лишь для тех, кто осужден пожизненно. Суд указал Думе и на то, что сроки ограничения для тех, кто хочет участвовать в политике, должны соотноситься со сроками судимости.
Запрет на участие в избирательных кампаниях для осужденных действует с 1 июля 2012 года. Те, кто обратился в Конституционный суд с жалобой, считают, что эта законодательная норма фактически позволяет наказывать осужденных дважды за совершение одного и того же преступления. Также заявители указали, что жесткие нормы не учитывают, какой у человека срок – реальный или оспариваемый, были ли судимость кандидата снята или погашена. Получается, что экс-кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный сможет участвовать в выборах даже в том случае, если суд смягчит или не смягчит приговор по делу «Кировлеса». Правда, реальная политическая жизнь может наступить у Навального нескоро. Для участия в выборах необходимо, чтобы судимость была погашена. Но согласно последним поправкам президента, теперь для погашения судимости по тяжкому и особо тяжкому преступлению требуется восемь и десять лет соответственно вместо прежних шести и восьми. Другой пример, который обсуждают СМИ, это Михаил Ходорковский. Если он выйдет летом 2014 года, то реально участвовать в политической жизни сможет лишь спустя десять лет.